Критические периоды развития. Этап выраженной болезни

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2-3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение.

Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т.е. выделению себя из окружающего мира. До 2-2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время еще не достаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой.

Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации.

У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

В самом начале этого периода возникает противоречие: возможности деятельности ребенка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого. Деятельность с ним не может осуществляться в процессе непосредственно-эмоционального общения. Ориентировочно-опробовательная активность ребенка требует новой системы общения - языка. Поскольку существует общий предмет деятельности, постольку необходима и совместная деятельность. А это уже новая социальная ситуация. Ребенок и взрослый отделились, но деятельность их все еще совместная.

В раннем детстве чрезвычайно быстро развивается познавательная и двигательная активность детей. Применительно к обсуждаемому возрасту в детской психологии существует очень важная проблема - возникновение и развитие предметных действий. Если до В. Келера эта проблема изучалась путем простых наблюдений, то он ввел в сферу анализа предметной деятельности ребенка эксперимент: детей ставили в ситуацию употребления орудия как средства достижения цели (этим орудием ему нужно было достать предмет). Правда, К. Бюлер назвал данный возрастной период шимпанзеподобным, так как, по его мнению, нет никакой разницы между решением подобной задачи ребенком и обезьяной.

И вместе с тем именно этот период многие психологи справедливо считают периодом величайших открытий, делаемых ребенком. Так, В. Штерн полагал, что ребенок открывает отношение между знаком и значением и что только этим можно объяснить громадное возрастание его словаря. Внешне это действительно так и выглядит.

Но основная ошибка, которую делают многие исследователи, состоит в следующем: они изучают ребенка так, как будто он живет один наедине с вещами. Они не замечают, что между ребенком и вещами кто-то стоит и что «изобретения» ребенка внутренне связаны с совместной деятельностью со взрослым в отношении окружающих предметов.

Следует отметить, что раннее детство - плохо изученный период. Известны только описательные, причем в основном отрицательные, его характеристики: ребенок-раб зрительного восприятия (В. Штерн), предметы притягивают ребенка (К. Левин); отмечается также слитность действия с восприятием. Как происходит распад этой слитности?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать следующие положения.

Ребенок самостоятельно не может открыть общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано», для чего она служит.

Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить воду, т. е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано. Иными словами, цель не дана человеку с самого начала.

Заметим, что эта идея содержится еще в теории проб и ошибок. Пробы и ошибки есть система действий, в результате которых вычленяется цель производимого изменения (но в условиях «робинзонады»). Это начало ориентации на конечный результат изменения данной ситуации, без которой вообще невозможно орудийное действие.

Однако средство и цель в раннем детстве так слиты, что их очень трудно расчленить, поэтому по преимуществу изучается процесс овладения ребенком средством действия, но не формирование его цели.

Рассмотрим процесс становления предметных действий ребенка. Предмет обладает физическими свойствами, благодаря которым он может осуществлять требуемую человеком функцию. Физические свойства этого предмета даны ребенку непосредственно, а общественная его функция ребенку не известна. Поэтому у ребенка и возникает необходимость в манипулятивных действиях с предметом, чтобы определить его функцию, т. е. ту цель, которую можно достигнуть при определенном общественно закрепленном способе действия с ним. Но эту цель и способ действия с предметом ребенок может освоить только в совместной деятельности со взрослым, не через показ, не через инструкцию, а именно через совместное дей-ствование с предметом.

Затем взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его (частичное действие). Здесь и возникает возможность его показа - ребенок прослеживает действие взрослого. Благодаря этому происходит отрыв ориентировочной части действия от его исполнительной части. К этому времени общественная функция предмета, т. е. цель предметного действия, ребенком уже определена. Постепенно предметные действия превращаются у ребенка в своеобразные жесты, в акты общения (ребенок берет ложку в знак того, что хочет есть). В это время взрослый может давать ребенку указания в виде речевой инструкции.

Общую схему становления предметных действий в раннем детстве можно представить следующим образом. Развитие самого предметного действия происходит путем превращения совместного действия в действие разделенное (или в частичное), а затем в самостоятельное. Содержание общения при выполнении этих действий меняется от контроля взрослого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия (а ребенок прослеживать), а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения.

При прослеживании процесса становления предметных действий ребенка выявляется возникновение первых целеполаганий и собственно орудийных действий. Характерным можно считать и появление у малыша так называемых пробующих действий. У маленького ребенка наблюдаются пробы, результаты которых соотносятся с целями. Например, ребенок, строя башни из кубиков, начинает при установлении каждого нового кубика пробовать - упадет он или нет. Правда, эти пробы протекают в наглядном поле и пока мануальны.

Для периода раннего детства характерно и интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитыва-нии ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом - к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

Показ взрослого вместе с речевым указанием, с одной стороны, и появление предметных действий, с другой, ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения. Ребенок начинает обращаться ко взрослому с разными просьбами. Расширяются функции общения, что и ведет к обогащению речи ребенка. Часто на этой стадии бывают задержки речи. Но спустя некоторое время ребенок вдруг начинает говорить, делая громадный скачок в развитии речи. Можно предположить, что в подобные периоды «застоя» речь развивается потенциально. Почему так происходит - до сих пор неизвестно.

Выделим основное новообразование раннего детства. Вначале предметное действие ребенка было «мое», но такое же, какое выполнял и взрослый. Затем ребенок «увидел» за вещью человека, а за своими действиями - действия взрослого, что, в частности, выражается в назывании ребенком себя чужими именами. Это, в свою очередь, влечет за собой выделение своего «я». Основное новообразование - появление у ребенка «Я - сам», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации «мы». Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным) в конкретную ситуацию, легко ребенком выполняется.

Упрямство - реакция не на предложение, а на свое собственное решение.

3. Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.

Перечисленные симптомы «вращаются» вокруг выделения ребенком своего «я», с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

Раньше я ложился спать около 22 часов вечера. Засыпал быстро, мой сон был глубоким и полным. Просыпался в 6 утра и весь день чувствовал себя превосходно, работоспособность была высокой, да и здоровье не хромало. Потом пришлось сменить работу. Домой возвращался за полночь, спать ложился часам к двум ночи, с утра еле отрывал голову от подушки, но работать то надо…

Естественно, что подобный режим сказался на состоянии моего здоровья далеко не в лучшую сторону. Появилась быстрая утомляемость, сонливость, раздражительность. В общем, пришлось менять работу. Но даже после того, как я вернулся к своему обычному графику, стал ложиться до 11 часов вечера, еще длительный период времени у меня были проблемы со сном, не мог долго заснуть. Пришлось всерьез заняться вопросом правильного сна.

Сейчас спать ложусь до 24.00 вечера, а если сильно устаю, то могу лечь и до 22.00. Просыпаюсь до 6.00, так как это время соответствует природному биологическому циклу сна. Если встаю в 9-10 часов, то полдня чувствую себя как «вареный». На полноценный сон мне достаточно 6-8 часов.

Когда же человек должен ложиться спать? Почему так важен своевременный отход ко сну? Чем грозит нарушение естественного хода биологических часов?

Если человек отходит ко сну в час, а то и в два ночи, то и просыпаться он будет где-то к полудню. Весь оставшийся день он ощущает разбитость в теле, абсолютную лень, нежелание двигаться. Это всего лишь самые незначительные последствия позднего отхода ко сну. Постоянное повторение подобного режима может привести к нарушениям пищеварения, нервной системы и так далее.

Около трети своей жизни люди проводят во сне, по крайней мере, так должно быть. Тех, кто не отдает должное время сну, ждут самые различные болезни сердечнососудистой системы, эндокринной системы, а также появление онкологических заболеваний. Почему так жестоко? Да потому, что так и есть. Конечно же, далеко не каждый подвержен негативным последствиям вследствие нарушения естественного режима сна. Но, так или иначе, рано или поздно, постоянно недосыпающего человека начинают одолевать болячки. Ведь для человеческого организма очень важен периодический отдых раз в сутки, дабы он мог полностью восстановиться и провести «профилактические и ремонтные» работы. Так уж мы устроены, что эти работы проводятся именно в ночное время и в период сна. Следовательно, отоспаться в дневное время у вас не получится. Вот так-то. Полноценный ночной сон дневным сном не заменишь.

Ложиться спать нужно до 24.00 и не позже. А еще лучше, чтобы ваш отход ко сну приходился на период с 22.00 до 23.00. Именно в этот период наблюдается увеличение лейкоцитов в крови. Так наша иммунная система проверяет вверенную ей «территорию». Наблюдается снижение температуры тела. Биологические часы подают сигнал об отходе ко сну. Именно этот период времени и является наиболее благоприятным, дабы ложиться спать.

А вот почему нужно вставать в период с 5.00 до 6.00. В это время происходит выброс норадреналина и адреналина надпочечниками в кровь. Это способствует повышению артериального давления, учащению сердцебиения. И хотя сознание еще находиться в полудреме, но организм уже готов проснуться. Такие процессы наблюдаются до 7.00. В дальнейшем в организме происходят уже другие процессы, которым нужна двигательная активность. Если вы продолжаете валяться в постели после семи часов утра, то тем самым вы нарушаете естественный процесс обмена, сдвигаете свой биологический цикл.

У многих женщин менструальный синдром проходит тяжело. То есть значительно ухудшается самочувствие как физическое, так и эмоциональное. Часто в этот период проявляются некоторые нарушения работы сердечнососудистой системы. А именно — происходят скачки давления. Иногда отклонение от нормы наблюдается даже у тех женщин, которые в остальные дни не имеют таких проблем.

Что касается взаимосвязи репродуктивной системы женщины и изменения показателя артериального давления, то она вполне оправдана, и объясняется переменой гормонального фона. Артериальное давление называется еще кровяным, ведь это сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

Регуляция этого показателя происходит из-за влияния нервной системы и гормональных факторов. Важно отметить, что на этот показатель влияет гипофиз, гипоталамус и надпочечники, а именно эти органы вырабатывают группу гормонов, влияющих на тонус сосудов. К ним относятся адреналин, глюкокортикоиды и альдостерон.

Гормоны, влияющие на тонус сосудов, взаимодействуют с другими гормонами. А именно, гормонами, которые управляют менструальным циклом. Они есть в организме все время, так как способствуют развитию репродуктивных органов по циклам, но согласно этим циклам их количество изменяется. Также от них зависит процесс отторжения слизистой матки и т.д.

Можно сделать вывод, что все гормоны между собой взаимодействуют, и поэтому репродуктивная и сердечнососудистая системы так тесно связаны.

Что происходит с сосудами перед менструацией?

Гормоны, которые регулируют работу репродуктивных органов, влияют на состояние сосудов, а значит, и на показатель артериального давления перед месячными. В это время в организме концентрация прогестерона больше всего.

Его функция при этом заключается в том, чтобы создать все условия для процесса оплодотворения. Одним из таких действий является улучшений кровоснабжения в малом тазу. Кровоснабжение улучшается благодаря тому, что прогестерон влияет на сосуды, расширяя и увеличивая их.

Но следует отметить, что гормон находится в крови, а это означает, что улучшается кровообращение во всех органах.

В силу индивидуальных особенностей организма женщины, перед месячными артериальное давление может подниматься или понижаться. Это может происходит, например, из-за наличия определенных заболеваний.

Причины высокого давления перед месячными:


Также нередко в этот период у женщин происходит недостаток витаминов и минеральных веществ. Симптомами этого являются сонливость, чувствительность или дискомфорт молочных желез и т.д. Вследствие этого также показатель артериального давления понижается.

Период месячных

В этот период у каждой женщины могут проявляться разные симптомы, которые в результате могут провоцировать нарушение сердечнососудистой системы, в виде реакции сосудов. То есть проявляется либо повышенное давление, либо пониженное. Причиной является активные гормональные перестройки.

В период менструации у женщины может преобладать кризовая форма. Для нее характерны такие симптомы как боли в области сердца, паника, чувство переполнения мочевого пузыря. В период месячных эти симптомы способны вызывать высокое давление.

Отечная форма при месячных характеризуется проявлением задержки жидкости в организме, то есть нечастые позывы к мочеиспусканию, приступы тошноты и запоры. В период месячных эти симптомы всегда провоцируют повышение артериального давления.

Также выделяется цефалгическая форма, это проявление по типу ВСД. Женщина при этом ощущает нарушение сердечного ритма и боль в области сердца. Повышение давления при этом проявляется в большинстве случаев.

В период менструации женщине свойственны эмоциональные всплески, которые являются причиной расстройств нервной системы. Этот фактор влияет также на проявление гипертонического синдрома в период месячных.

Женщина, у которой проявляется низкое артериальное давление в дни месячных, может потерять сознание в любой момент. Одной из основных причин пониженного давления в этот период являются обильные выделения.

Они могут быть из-за заболеваний гинекологического характера: миома, полипы, эндометриоз. Когда женщина теряет много крови, то и гемоглобин снижается и также происходит кислородное голодание организма.

Пониженное давление может проявляться из-за приема спазмолитиков. При месячных женщина часто ощущает боль в животе, принимает болеутоляющие средства. Эти препараты расширяют сосуды.

Если женщина в этот период придерживается строгой диеты, то это может спровоцировать проявление низкого давления.

Так как может быть упадок сил. Недостаток витаминов и минералов и т.д.

После менструации

Как правило, после месячных самочувствие женщины улучшается само собой. Но могут возникать ситуации, когда артериальное давление еще некоторое время остается пониженным или повышенным. Это не патология и пугаться по этому поводу не стоит.

После месячных регуляция репродуктивных органов совершается фолликулостимулирующим гормоном и эстрогенами.

Эти гормоны еще некоторое время будут воздействовать на тонус сосудов.

Как устранить эти симптомы?

Для того чтобы избавиться от неприятных симптомов месячных, следует обратиться к врачу. Важно при этом сдать анализы на уровень гормонов. Если выявится дисбаланс, то врач назначит гормональную терапию. Могут назначаться также седативные или психотропные препараты, антигистаминные средства. Антигистаминные препараты позволяют уменьшить отек.

Также важно изменить образ жизни. Организм должен получать достаточно витаминов и минералов, нужно увеличить физическую активность и придерживаться здорового питания. Желательно меньше употреблять соли и сахара, так как это способствует задержке жидкости в организме.

Конечно, важно также отказаться от вредных привычек. Курение, употребление алкоголя, чрезмерное употребление кофеина негативно влияет на организм.

Каждая женщина в период менструации ощущает дискомфорт, но степень его проявления зависит от многих факторов. Одни не могут встать с постели, из-за низкого давления, так как боятся потерять сознание, а других мучают головные боли и эмоциональные расстройства.

При этом важно вовремя обратиться за помощью к врачу, так как причиной этому могут стать заболевания сердечнососудистого, гинекологического или эндокринного характера.

Вконтакте

Одноклассники

Читайте также статьи по теме

Шунтирование сердца: чего ждать после операции?

Именно в подростковом возрасте происходит формирование так называемого разумного эгоизма. Определение эгоизма как дефекта личности, вытекающее якобы из противопоставления личности, личных интересов интересам общества, общественным интересам, вряд ли можно признать верным. На самом деле развитие эгоизма (естественно, разумного), происходящее в ходе формирования личности, есть явление необходимое и закономерное. Еще в XIX веке Н.А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм - неотъемлемое качество любого человека и что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится ничтожеством.

Однако в своих крайностях любое качество превращается в противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что свое представление о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности. Это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, понимания собственной принадлежности к коллективу, своей зависимости от коллектива, от общества.

Подростковый период формирования психики ограничен возрастом от 10-12 до 15-17 лет. Закрепляемые к концу этого периода новые и чрезвычайно сложные качества психики получают дальнейшее усложнение на этапе юности.

Гармонии в формировании психических качеств подростка можно достичь как устранением чрезмерной его опеки в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики.

Знание законов психического развития и поведения подростков, охрана физического и психического здоровья подрастающего поколения, предоставление им разумной инициативы в жизни должны быть в центре внимания воспитателей, педагогов, врачей и всех граждан, желающих дальнейшего расцвета нашему юношеству.

Гигиена подросткового возраста имеет свои особенности, обусловленные характером и темпами развития организма, и охватывает несколько взаимосвязанных сторон. На первом месте (не по важности, но по необходимости) следует поставить правильную организацию режима труда и отдыха, ибо при отсутствии определенной системы в организации режима дня и ночи или даже в случаях ее неоптимальности могут возникать перенапряжение и переутомление нервной системы, отклонения в деятельности эндокринной, пищеварительной и других систем организма. День подростка должен быть достаточно сильно загружен, чтобы он мог излить почти всю свою энергию. Ночной сон должен длиться не менее 8-9 ч, что достаточно для восстановления сил. При правильном распределении времени его должно хватить и на игры, и на спорт, и на школьные занятия, и на подготовку школьных заданий, и на отдых, включая сон. При организации отдыха следует учитывать негативные последствия чрезмерного увлечения компьютером, видеомагнитофоном, выражающиеся в различного рода нервных срывах. То же самое относится и к увлечению подростков магнитофонами, громкой музыкой дома или на дискотеке, аудиоплеерами и т.д.

Потребностью организма подростка должны стать активные занятия физической культурой и спортом. Физические упражнения различных видов при регулярном их выполнении не только способствуют общему укреплению организма, развитию у ребенка координированное™ движений, быстрой реакции, но и исправляют его осанку, какие-либо дефекты фигуры, способствуют более гармоничному развитию личности, поскольку игры, в том числе спортивные, участие в соревнованиях обеспечивают большие возможности к общению подростков друг с другом, уменьшают свойственную многим детям застенчивость.

Занятия физической культурой и спортом должны проводиться в присутствии и под контролем взрослых. Обязателен медицинский контроль.

Нельзя пренебрегать укреплением навыков самообслуживания, поддержания чистоты, опрятности, культуры внешнего вида, т.е. личной гигиеной.

Благодаря высоким темпам роста подростков и их большой подвижности, требующим своего возмещения в энергетических и пластических материалах, важное значение приобретает питание. В основе гигиены питания подростков лежит соблюдение достаточной калорийности, разнообразия и качества пищевых продуктов, режима питания.

Для подростков, осваивающих профессию, количество пищевых продуктов и калорийность пищи увеличиваются на 10-15% в зависимости от характера нагрузки. То же относится и к регулярно занимающимся спортом. При этом калорийность пищи и ее состав регулируются в зависимости от вида спорта и уровня спортивных достижений.

Термин «акселерация» (от лат. ассекгаио - ускорение) был предложен в 30-х годах двадцатого столетия для характеристики своеобразных явлений, наблюдавшихся в физическом развитии человека. Сопоставление антропометрических данных, полученных в двадцатом веке, с данными, полученными в 30-х годах девятнадцатого столетия, к которым относится начало систематических антропометрических исследований, показало четкую тенденцию к ускорению роста и развития детей и подростков. Наиболее ярко акселерация проявляется в пубертатном периоде, хотя обнаруживается уже на стадии внутриутробного развития.

При оценке таких параметров, как масса и длина тела, необходимо иметь в виду, что отклонения от табличных норм еще не означают какой-либо патологии и могут быть обусловлены особенностями телосложения (конституция), степенью развития мускулатуры, плотностью костной ткани и т.д. В периоды активного роста (7-8 и 12-14 лет) отклонения от нормы могут быть выражены наиболее резко. На практике разработаны приблизительные оценки патологических отклонений в массе тела от нормальных колебаний этого параметра. Так, превышение нормы на 15-20% - признак начинающегося ожирения (ожирение 1 степени). Превышение нормы на 20-50 % говорит об ожирении II степени, а увеличение массы на 50-100 % свидетельствует об ожирении III-IV степени.

То же относится и к длине тела, которая, как один из показателей физического развития организма, способна сигнализировать о наличии каких-либо отклонений в состоянии организма ребенка. Практически все эндокринные заболевания в детском возрасте сопровождаются нарушениями роста. Среди них наиболее часто встречаются гигантизм, акромегалия, нанизм (карликовость) и др. Гигантизм чаще отмечается среди мальчиков-подростков. Его возникновение обычно связывают с чрезмерной чувствительностью костной ткани в зоне ее активного роста к действию соматотропного гормона (гормона роста) или с повышенной продукцией этого гормона передней долей гипофиза. Эффект этого гормона в тех случаях, когда рост скелета уже закончен, может выразиться в проявлениях акромегалии, что выражается в увеличении концевых частей тела - конечностей, носа, челюстей. В тех случаях, когда наблюдается уменьшение секреции соматотропного гормона, может наблюдаться задержка роста, или карликовость, при которой рост ребенка значительно меньше роста его сверстников.

Следовательно, необходимо внимательно следить за динамикой физического развития ребенка - массой и длиной тела.

Юношеский возраст. У юношей показатели физического развития достигают окончательных значений, свойственных уже взрослому зрелому человеку. Правда, имеются определенные различия: тело еще не достигает той мышечной крепости и силы, которые свойственны зрелому мужчине, сохраняет гибкость и стройность, сближающие его с подростком. У девушки фигура также отличается от фигуры женщины, уже обретшей материнство. Юношеский возраст - период жадного и активного накопления знаний. Именно в этом возрасте молодые люди, как правило, получают специальность или активно стремятся к этому, обучаясь в различного рода учебных заведениях или на производстве. Происходит окончательное становление характера, закладывается стереотип жизненных установок, избирательно возникают интересы, ценности, социальные навыки.

2. Период зрелости

Понятие «зрелый возраст» применяется для характеристики жизни людей в возрасте от 21 года до 59-60 лет у мужчин и от 20 до 54-55 лет у женщин. В свою очередь, он подразделяется на два периода: 1-й период - от 21 года до 35 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Этот период коротко можно охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития. Второй период - от 36 до 59-60 лет у мужчин и от 36 до 54-55 лет у женщин. У людей в этом возрасте отмечаются явления нейроэндокринной перестройки, постепенное, но прогрессирующее снижение основных физиологических показателей, появление первых клинических признаков заболеваний, свойственных более старшему возрасту, что в значительной степени обусловлено снижением адаптивных изменений, происходящих в организме (мелкие травмы, остаточные явления после перенесенных заболеваний, интоксикации разного происхождения, малые и большие стрессы и т.д.).

Основанием для объединения этих двух достаточно различных возрастных групп в одну («зрелый возраст») послужило то обстоятельство, что именно в этом возрастном диапазоне человек занимается общественно полезным трудом и на него рассчитаны различные виды законодательства - трудового, уголовного и т.д. Кроме того, в усредненном виде можно говорить о том, что именно в этот период наблюдается максимум соответствия между календарным (паспортным) и биологическим возрастом.

Несмотря на то что в «зрелом возрасте» выделены два возрастных периода, между ними практически нет строго очерченной границы, или она зыбка и строго индивидуальна. Однако не без основания часто выделяют особый, рубежный возраст. У мужчин - это условно 40 лет, у женщин на несколько лет меньше, почти совпадающий с границей между первым и вторым периодами зрелого возраста. Этот рубеж - 40 лет - отличается рядом особенностей. С одной стороны, в возрасте 40 лет человек (в данном случае мужчина) достигает максимума (потолка) своих потенциальных возможностей. Интенсивность и производительность его труда, особенно умственного, очень высока. Накоплен большой жизненный и трудовой опыт. У большинства людей их знания, опыт приносят максимальную отдачу или только начинают ее приносить. Человек в свои 40 лет становится максимально полезным членом общества, его ценят и на работе и дома. Однако именно в этом возрасте закладывается и начинает разыгрываться своеобразная трагедия - определяется несоответствие между физическим состоянием тела и умственным потенциалом «хозяина» этого тела, наблюдается разрыв между желаниями и возможностями их воплощения. В условиях, когда мозг работает с высокой интенсивностью и отдачей, а главное - еще способен работать в таком режиме достаточно долго, в организме начинаются деструктивные процессы и неблагоприятные перемены - он начинает стареть. И хотя до старости еще далеко, процесс накопления нежелательных отрицательных изменений необратим и неумолимо нарастает.