Историческая реконструкция одежды. Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма тамбовской области

Если Ваше увлечение связано с воспроизведением исторических образов, известных сцен, реконструкций или других перфомансов наша компания поможет Вам воплотить в жизнь сложные исторические образы.

Мы воссоздадим аутентичные модели исторических костюмов, одежды, обуви и аксессуаров любых эпох.

Особенности пошива исторической одежды

Сшить историческое платье сможет не каждый портной. Нужно разбираться в особенностях одежды выбранной эпохи, уметь работать с натуральными тканями, владеть навыками выполнения аутентичных швов - нюансов на самом деле очень много.

Наша компания имеет солидный опыт в отрасли шитья любой сложности одежды, и пошив исторического костюма - одно из направлений, успешно развивающихся вместе с нами.

Вы можете заказать к изготовлению:

  • пошив исторического национального костюма;
Арт: 301 Арт: 302 Арт: 303 Арт: 306
  • пошив военной исторической формы;
Арт: 801 Арт: 802 Арт: 803 Арт: 806
  • воссоздание костюма по изображению.
Арт: 901 Арт: 902 Арт: 903 Арт: 906

При пошиве исторической одежды, связанной с определенной эпохой, важным элементом становится художественная вышивка, часто имеющая первостепенное значение при реконструкции эпохи.

Мы можем предложить нанесение декора методами машинной компьютерной вышивки :

Точный подбор цветов, идеальное воссоздание рисунка, легкость в уходе, износостойкость - вот основные преимущества вышивки современными надежными методами.

Наши преимущества

Мы работаем на высокотехнологичном современном оборудовании, что обеспечивает безупречный результат и долговечность изделия.

Умение наших мастеров работать с самыми сложными эскизами гарантирует получение максимально аутентичного образа в результате.

Мы готовы:

  • учесть любое количество индивидуальных пожеланий.
  • обеспечить любое размерный ряд,
  • изготовить специфичные элементы декора,
  • обеспечить прочность изделия
  • гарантировать легкость в уходе за такой одеждой.

Заказать исторический костюм можно у нас!

1. Серьезная реконструкция костюма, с выкройками и пр. полезными сведениями

2. Для простого воссоздания визуального облика костюма (так сказать, по мотивам и не всегда 100% достоверного)

Мода, исторический костюм и др. http://www.balti.iatp.md/beautystyle/articles.htm

История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/index.html

Средневековая одежда из журнала "Цейтхаус" http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/index.html

Костюм: археология, материалы реконструкторов и членов SCA

Costumer"s Manifesto. Сайт с ссылками на и материалами по истории, кройке, шитью и приобретению костюмов практически всех времен и практически всех народов http://www.costumes.org/

Сайт Марка Карлсона о средневековой одежде - исторический крой на основе археологических находок http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/bockhome.html

Котарди, упелянды, историческое шитьё вообще http://www.damehelen.com/index.html

Как пошить стеганку на 15 век (один из вариантов) http://www.eskimo.com/~cwn/padded_jack.html

Не всегда достоверные, но не лишенные смысла варианты моделирования средневековых головных уборов http://www.virtue.to/articles/

Интересные материалы по костюму 14 века и не только http://www.forest.gen.nz/Medieval/

Костюм горожанина (гражданский костюм пехотинца), Англия, 1400-1415 (паспорт костюма) http://alex-bratina.narod.ru/mycostume/my-costume.htm

Как пошить шоссы. Инструкции по построению и сборке выкройки для женских шосс. Это перевод на русский язык материала с исчезнувшего сайта Мэган из СКА. Могут быть проблемы со скачаванием файла. НЕ скачивайте через Save target as..., сначала кликайте по адресу. http://buerger.fromru.com/costume/shossy.pdf

Сайт о костюме 13-го века, на финском, но если проявить некоторое упорство, можно найти масштабированные выкройки котты и сюрко, понятные на любом языке http://www.tkukoulu.fi/tiimalasi/pukeutuminen.html

Обувь

Немного образцов средневековой обуви, некоторые инструкции по пошиву http://www.medievallife.com/Pages/medieval.htm

Аксессуары

Плетение на дощечках, пальцах, косички и т.п. http://www.stringpage.com/

Плетение на дощечках (на немецком) http://www.steinmaus.de/Mittelalter/weben/index.html

Также о текстиле, крашении, прядении, ткачестве http://fibers.destinyslobster.com/index.html

В поисках руководства по плетению на дощечках. Тема из форума Тоже Города, содержит разные ссылки, рекомендации, обсуждения http://tgorod.go.ru/cgi-bin/board/topic.cgi?forum=9&topic=380

Плетение на дощечках и не только http://weavershand.com/

Плетение на дощечках. На сайте также можно скачать программу, помогающую понимать и составлять узоры для плетения http://www.guntram.co.za/tabletweaving/

Немного о женском костюме 13 и 14 веков:
13 в.: http://costume.narod.ru/13th.html#13vw
14 в.: http://costume.narod.ru/14th.html#14vw

Из книги Л.М.Горбачевой "Костюм средневекового запада": http://town-of-shadow.narod.ru/costum.htm

Elizabethan Costume: History and Technique (By Margo Anderson)
http://www.directcon.net/wander/lizcos.htm

Reconstructing History Pattern (костюмы разных эпох и народов)
http://www.reconstructinghistory.com/

ТЕКСТИЛЬ
The Art Of Turkish Textiles
http://www.turkishculture.org/fabrics_patterns/fabrics.html

The Best Online Costuming Sources for Historical, Science Fiction & Fantasy Costumers
http://www.milieux.com/costume/costume2.html

Интересные гравюры из книги:
Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению. СПб., 1841-1862.

(От русского костюма до армейского) http://www.memorandum.ru/viskowatov/T01/pic/

Костюмы елизаветинской эпохи http://costume.dm.net/index.html

История брюк и других гардеробных принадлежностей
http://plamja.livejournal.com/289411.html

Немного информации по истории костюма http://www.cross-roads.ru/dress-history/index.html

Раритетная книга по костюмам (1865 год, Англия) http://thl.cross-roads.ru/

Разные ссылки по истории костюма http://tforum.zokov.net/cgi-bin/ikonboard.cgi?s=fadd5f74b0a735fd26f458896f8a633a;act=ST;f=8;t=248
и http://tforum.zokov.net/cgi-bin/ikonboard.cgi?s=fadd5f74b0a735fd26f458896f8a633a;act=ST;f=8;t=99;st=0

Founders" and benefectors" book of Tewkesbury Abbey, in Latin
England, Tewkesbury; 16th century, first quarter
Там по изображениям можно уловить логику пошива гербовых одежд
http://www.bodley.ox.ac.uk/dept/scwmss/wmss/medieval/mss/top/glouc/d/002.htm

История обуви от компании Shoe-Icons http://shoe-icons.com/museum

Обувной музей Бата в Канаде. Множество экспонатов и фотографий онлайн http://www.batashoemuseum.ca/

Вольфганг Брун, Макс Тильке. ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени http://www.emili.ru/cgi-bin/maina.cgi?page=histpart2&link=000040:00005J

Reproduction of historical clothing (английский, немецкий языки), красивый визуально сайт.
http://www.mauritia.de/eindex.html

В 1854 г. журнал "Парижские моды" выпустил альбом французских одежд со времен Карла VII до времен Людовика XVI. 20 листов отобразили развитие придворного костюма, как женского, так и мужского, с 1460 по 1780 г. Это были раскрашенные вручную гравюры Г.-К.Монто (Gabriel Xavier Montaut), А.Портье (Adolphe Portier) и Монена (Monnin) по рисункам Ф.-К.Конт-Кали (Francois Claudius Compte-Calix).
http://www.nlr.ru:8101/exib/moda/

Исторические костюмы, украшения http://oonagh.actewagl.net.au/opening_oonaghs_own.htm

Там на сайте, например,
Turkish Coat for Venetian Dress, картины художников эпохи Ренессанса, образцы тканей с орнаментом
http://oonagh.actewagl.net.au/turkish_coat_for_venetian_dress_doco.htm

С ресурса по истории костюма http://costume.dm.net/

Костюмы тюдоровской эпохи на картинах
http://www.geocities.com/anoria_j/medieval_images.htm
http://www.tudor-portraits.com/

Одежда в цитатах из художественной литературы
http://www.livejournal.com/community/ru_lit_odejda/

Детские образы эпохи рококо http://zina-korzina.livejournal.com/66409.html

Lina Kavalieri - певица и топ-модель эпохи Art-Nouveau
http://zina-korzina.livejournal.com/70908.html

Французский музей обуви - COLLECTION VICTOR GUILLEN (1920 - 1972)
Самая разнообразнейшая обувь, даны описания, время и страна.
http://community.livejournal.com/antique_fashion/5743.html
http://www.culture.gouv.fr/documentation/joconde/fr/decouvrir/expositions/guillen/guillen0.htm

Картинки из одного из первых журналов мод "Journal des Dames et des Modes" (1797-1839) - часть 1 (1797-1803), часть 2 (1818-1830).
http://hal.ucr.edu/~cathy/jd2.html
http://hal.ucr.edu/~cathy/jd3.html

Исторические свадебные платья http://hibiscus-sinensis.com/regency/index.htm

Невесты всех времен и народов http://community.livejournal.com/antique_fashion/7204.html

Одежда в шведских завещаниях в Средние века, 1200 - 1420

Меня всегда интересовала средневековая история: старинные обычаи, роскошная одежда, неспешный образ жизни, культ прекрасной дамы, легенды и песни трубадуров – всё это занимало воображение и способствовало моему хобби. Ещё на первых курсах исторического факультета я знала многих старшекурсников, которые занимались реконструкцией всерьёз. Они ездили на фестивали, показывая своё мастерство, принимали участие в воссоздании значимых событий прошлого. Парни отрабатывали искусство боя, сами изготавливали кольчугу и рыцарское облачение, девушки занимались традиционными женскими занятиями: ткачеством, шитьём и вышивкой собственных костюмов, приготовлением еды, танцами. Вскоре я тоже решила попробовать свои силы и влюбилась в возможность «примерить» на себя новый имидж.

Историческая реконструкция женской одежды Белоруссии XII века

Мой костюм представляет собой комплекс одежды горожанки XII века племени кривичей, которые проживали на территории центральной Беларуси. Главная часть костюма – рубаха белого цвета – сшита изо льна по средневековым «выкройкам», вышита красной нитью по горловине, рукавам и подолу. красной нитью имела целью уберечь человека от злых сил и сглаза недоброжелателей. На рубаху надевается просторное верхнее платье из синей шерсти с оранжевой вышивкой.

Пояс соткан из шерстяных и льняных нитей на деревянных дощечках старинным способом. На пояс обычно подвешивались кошели, ножики и подвески в форме коня. Орнаменты вышивок костюма растительные и геометрические. Обувь сшита из натуральной кожи коричневого цвета, украшена узором «пальметта», что значит «выцветшее сердце».


Вышивка рубахи из льна


Вышивка льняной рубахи


Обувь, вышитая «пальметтой»

Завершают образ латунные украшения ручной работы: височные кольца, бусы с подвесками–лунницами, браслеты-наручи (надеваются поверх рукавов рубахи), фибулы (средневековые застёжки).


Пояс и украшения: височные кольца, фибула, браслеты

Сложным в таком необычном хобби является то, что при всём разнообразии современных материалов, очень трудно найти натуральные ткани, нити для костюма. Более того, надо посидеть в библиотеке, отыскивая материалы об историческом периоде, который собираешься представлять. После этого просидеть много бессонных ночей за шитьём своего шедевра.

Мой костюм не претендует на 100 % достоверность и научность, основная цель – проявить себя, овладеть мастерством средневековых умелиц и постараться взглянуть на мир глазами жителя того времени. Так как костюм сделан собственными руками, в него вложена частица моей души. Историческая реконструкция – занятие необычное и оригинальное для меня, хотя есть и трудности, восхищённые взгляды людей окупают и компенсируют все материальные и моральные затраты. Такое хобби становится стилем жизни!

Кумпан Е.В., Камалетдинова А.И.

УДК 678

Ключевые слова: исторический костюм, реставрация, реконструкция, текстильный материал, «состаривание».

В работе установлено, что для воссоздания исторического костюма, сотрудники музеев наиболее часто применяют метод реконструкции, так как данный метод, позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность, воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия с историческим прототипом.

Key words: historical costume, restoration, reconstruction, textile material, "aging".

In work It has been found that for the reconstruction of the historic costume museum staff the most commonly used reconstruction method, as this method allows, by comparison of the data of archaeology, visual, written sources, scientific papers and experimental verification of functionality to recreate the lost object with the maximum degree of conformity with the historical prototype.

На сегодняшний день основными методами сохранения и воссоздания музейных образцов подлинной одежды, различных исторических периодов, является реставрация и реконструкция утраченных памятников.

Анализ формирования музейных коллекций текстиля и реставрационной практики в России показал, что большинство исторического текстиля и художественных тканей из коллекций музеев имеют следы реставрационных работ, свидетельствующие о стремлении сохранить шитые и тканые предметы от разрушения, так же установлено, что современная методология реставрации шитья и тканей основывается на всестороннем изучении с проведением историко-архивного, технико-технологического и искусствоведческого анализа. Комплексное исследование музейного текстиля выявляет его документальную значимость и художественные достоинства, способствуя более точному определению целей реставрации и методов ее проведения .

Многие музейные вещи настолько сильно разрушены временем или неправильными условия хранения, которые имели место на протяжении многовековой истории памятника, что восстановить данную вещь реставрационными методами не возможно.

В настоящее время сотрудники музеев, наиболее часто применяют реконструкцию, данный метод, позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам . В музейной практике различают следующие способы (методы) реконструкции:

- «копия», создание костюма по существующей вещи в тех же размерах и в той же технологии, из таких же материалов;

- «реплика», создание костюма, так же, как и копия, но с учетом размеров современного владельца, размеры предмета изменены пропорционально;

- «новодел», создание костюма по существующим в научной литературе типологиям, из исторически верных материалов, по известным во время бытования предмета технологиям;

- «стилизация», создание костюма, совпадающего по контурам с существующими типологиями, из исторически верных материалов, с применением современных технологий;

- «бутафория», создание костюма либо не из исторически верных материалов, но соответствующего существующим типологиям, либо наоборот, сделанного из исторически верных материалов, но не верного по типологии, технология изготовления не важна .

При воссоздании образцов подлинной одежды, работа реконструктора должна основываться на исторических источниках. Историческими источниками является все то, что непосредственно отражает исторический процесс и предоставляет возможность изучать прошлое человеческого общества, другими словами, это все то, что создано ранее человечеством и дошло до наших дней в виде различных предметов материальной культуры .

Для реконструктора главной целью является определение категории вещественных источников, поскольку благодаря им возможно в точности воспроизвести исторические костюмы, учитывая все мельчайшие подробности. Но, чем дальше углубляться в глубину веков, тем сложнее найти уцелевшие предметы. В таком случае используются иллюстрации, которые дают подробную информацию о внешнем виде человека той или иной эпохи, но полученные данные всегда необходимо сопоставлять с информацией вещественных материалов .

Основными видами исторических источников, используемых при реконструкции является:

Вещественные источники, которые основываются на археологических находках и музейных экспонатах;

Изобразительные источники включают иллюстрации в книгах, фотографии, картины и скульптуры;

Письменные источники основываются на археологических документах и исторических книгах;

Этнографические источники включают, так называемые полевые - экспедиционные материалы;

Лингвистические источники основываются на речевом и книжном языках.

Воссоздание исторического костюма сложный и трудоемкий процесс, требующий от реконструктора знаний в области материаловедения, конструирования и технологии изготовления одежды, а также знаний различных техник вышивки, используемых в декоративно прикладном искусстве.

Большинство используемых современных текстильных материалов для реконструкции, воссоздания исторических костюмов, по внешним признакам не отвечают основным требованиям, что приводит к поиску наиболее эффективных методов «состаривания». «Состаривание» ткани достигается следующими основными методами:

- «искусственное выгорание», ткань помещают под воздействие естественного света (ультрафиолетовых лучей) или искусственного света (люминесцентная лампа, лампа накаливания);

- «деформация», изменение размера, внешнего вида или формы предмета путем механического воздействия. Ткань обрабатывают пемзой, песком, наждачной бумагой. В основном обрабатывают -швы, края костюма, коленки или локти. Данный метод позволяет достичь эффекта поношенности;

- «термообработка», ткань вываривают в кипящей воде или помещают в печь и медленно нагревают. Процесс старения ткани и заключается в их медленном истлевании, а термообработка ускоряет этот процесс. В отличие от механической обработки, при термообработке ткань стареет вся, а не только в верхних слоях ;

- «окрашивание», ткань окрашивают с помощью кисти, погружением в раствор или пульверизацией. Так же, возможно совмещение всех трех методов. При окрашивании в растворах используют натуральные красители растворы чая, кофе, йода, зеленки, вина, соков фруктовых и овощных. Также используют марганцовку, ржавчину, акриловую и масляную краску. От температуры раствора зависит интенсивность прокрашивания (чем выше температура раствора - тем быстрее и интенсивнее прокрашивается. Метод окрашивания кистью используется для создания эффекта пятен, какие возникают на старой ткани. Используя щетинные кисти, ватные и губчатые тампоны, накладывая цвет на цвет, соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися красками с более густыми можно добиться различных художественных эффектов. Еще один способ окрашивания -пульверизация. При помощи этого метода можно сделать ткань более живописной, подчеркнуть форму, оттенить складки и создать эффект поношенности, обжитости костюма. При пульверизировании применяют анилин, акрил, тушь, гуашь и жидко разведенные масляные краски

- «выведение цвета» осуществляется нанесением на ткань органических и неорганических растворителей .

В Казанском научном исследовательском технологическом университете на кафедре «Дизайн» совместно с реставраторами Национального музея РТ, при написании магистерской диссертации была выполнена реконструкция модели татарского исторического национального женского костюма XIXвека, которая послужила дополнительным экспонатом на выставке в Национальном музее Республики Татарстан.

При реконструкции женского татарского костюма начала XIX века, на основе анализа основных методов «состаривания» ткани, были выбраны и применены наиболее эффективные методы такие, как: «окрашивание», «термообработка»,«выведение цвета» и «искусственное выгорание».

Основную ткань для платья и камзола подвергли методу «искусственного выгорания» для придания ткани старины, время выгорания современного текстильного материала из искусственного шелка составило 200 часов под воздействием люминесцентной лампы.

Низ камзола и калфака обработан бахромой, первоначально бахрома подверглась «термообработке», позументная бахрома помещялась в кипящую воду, где вываривалась в течении 10 мин. «Выведение цвета» осуществлялось с помощью бензина-растворителя для резиновой промышленности БР-1 (ГОСТ 443-76) и нефтяного растворителя «Нефрас» С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92. В качестве способов «окрашивания» были выбраны: раствор с чернилами, нанесение с помощью кисти акварельной краски и пульверизация акриловой краской.

Металлической застежке камзола придали вид окисления и состаривания с помощью очистки кислотнополикомпонентным раствором комплексообразующих веществ, ионогенных и неионогенных поверхностно-активных веществ с добавкой органического растворителя.

Накосное украшение под калфак декорировано монетами, монеты были подвержены «деформации», а именно механическому воздействию молотком.

При выполнении реконструкции женского костюма ХIХ века, выявлены основные конструктивные особенности построения татарского исторического национального костюма. Установлено, что по принципу кроя все многообразие женских рубах (платьев), делиться на два типа: тип I - рубаха туникообразного покроя и тип II- рубаха со скошенными сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов. В середине XIX века определяются три варианта туникообразных женских рубах типа I:

1 вариант — с цельным туникообразным остовом;

2 вариант — с укороченным остовом и пришивным к его нижнему краю подолом;

3 вариант — с отрезным, чуть ниже талии остовом, широким подолом и пришитым несколько выше талии широким воланом.

Так же, неотъемлемой частью женского гардероба являлся камзол, который носили постоянно надевая поверх рубашки-платья. Выявлено, что по конструктивным особенностям покрой спинки камзола целесообразно разделить: спинка цельная, без горизонтальных швов и бортов; спинка цельная, с отрезным по линии талии и присборенными бочками; спинка отрезная по линии талии, с бочками. В исторических костюмах XIX века, технологические узлы выполнялись ручными стежками.

Таким образом, анализируя сказанное, можно сделать вывод, что для воссоздания исторического костюма, сотрудники музеев наиболее часто применяют метод реконструкции, так как данный метод, позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность, воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия с историческим прототипом применяя методы различные методы «состаривания» современных материалов придавая им вид реалистичности, соответствия историческому периоду.

Литература

1 Зверев В.В. Формирование теории и практики охраны и реставрации художественных памятников в дореволюционный период: автореф. дисс. канд. искусств. / Моск. гос. ун-т. - М., 1984.-32 с.

2 Горин И.П. Очерк по истории реставрации музейных коллекций /И.П. Горин// Сообщения ВЦНИЛКР /- 1975.-№30. С. 157- 179.

3 Хетагуров А.Н. История создания и развития отдела научной реставрации ГИМ // Реставрация музейных ценностей / А.Н Хетагуров. - М., 1999.-136 с.

4 Историческая реконструкция как метод сохранения памятников истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive , свободный.

5 Быков А.В. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории / А.В. Быков. - Издательский центр «Золотые леса». -Пемза, 2011.-С.135-138.

6 Муртазина С.А. / Значение свойств полимерных тканей в создании драпировки в одежде / С.А. Муртазина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. - Т. 17. - № 5 - С. 55 -56

7 Максимов Р.И. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев / Р.И. Максимов, И.Э. Максимова// Вестн. Томск, гос. ун-т. — Томск, 2013. - №369. -С.63-66

8 Аспекты научной реконструкции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubcitadel.ru/aspekt... , свободный.

9 Искусственное состаривание текстиля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doll-as-art.livejourn... , свободный.

10 Москвин А. Ю. Методология практического применения исторического кроя в проектировании современной одежды / А. Ю. Москвин, М. А. Москвина // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 198-203.

__________________

Е. В. Кумпан — к.т.н., доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; И. А. Камалетдинова - магистр гр. 722-МЗ каф. дизайна КНИТУ.

Е . V. Kumpan - cand. tech. sci., department of Design KNITU, [email protected]; I. A. Kamaletdinova - master 722-M3 of the department of Design KNRTU.

Всем здрасте! По мотивам вечных холиваров - гобули/правильные и паспортисты/участники - хочу опубликовать маленький скетч, пр то, как мы относимся к реконструкции костюма, и о нескольких существующих подходах к реконструкции раннесредневекового костюма.
Я для себя выделила четыре основных подхода, с подразделениями.

Первый. Можно его назвать научно-археологический, кодовое название «костюм в музейную витрину».
Этих персонажей на фестивалях с каждым годом - все больше, связано с массовой интернет-доступностью специальной информации. Эти реконструкторы поставил для себя условие сделать максимально возможно правильную реконструкцию комплекса из конкретного погребения, или, возможно, какого-то археологического памятника. Может быть, в костюме человека будет сочетаться реконструкции находок из нескольких погребений и разные находки. Но всегда костюм будет не только хорошо и аккуратно сделан, соответствовать самым современным научным данным, представлять из себя такую «ходячую музейную витрину». Для создания этого костюма обычно автор переворачивает массу источников, часто автором реконструкции являются историки. В такие костюмы как правило вкладываются очень большие материальные и трудозатраты. Хозяева реконструкции обычно - опытные реконструкторы «с именем». Такой реконструктор - украшение феста. Хотя среди широкого круга реконструкторов подражать им не возникает желание, да это и не возможно для многих. Ультранегативное бугуртное большинство над ними посмеиваются. Сами же авторы «музейных реконструкций» на бугуртное большинство поплевывают сверху (заслуженно) и называет их «гобули» и «пехотное быдло». Как правило, если ты не обладаешь костюмом такого уровня, в деле высокой реконструкции ты голоса не имеешь. Однако, в таком костюме как правило не погуляешь, не поваляешься, не поработаешь, не повоюешь. Эти костюмы - для конкурса костюмов, тематических лекций, пафосного фотографирования, пира командиров и рассекания по вечерам. Обычно они не только дорогие, но и жаркие.

Второй «законный» подход к реконструкции костюма - "хорошая реконструкция". То есть, просто правильная стандартная реконструкция, проходящая все рогатки паспортного контроля и допуска.
Это реконструкция костюма, имеющая привязки к конкретному этносу, периоду и статусу, выполненная по мотивам конкретных находок и серьезных работ по истории и археологии костюма. Костюм может быть и не реконструкцией конкретного погребения, а собирательным костюмом одного этноса. Но он всегда будет основываться на данных археологии, начиная от используемых тканей, и заканчивая швами. В сознании большинства реконструкторов именно такой костюм называют «хорошей реконструкцией». Конечно, чтобы соответствовать критериям второй группы, костюм должен быть хорошо пошит на конкретного человека, выглядеть аккуратно и опрятно, даже красиво. Все аксессуары и украшения, головные уборы и обувь, должны не только быть, но и соответствовать конкретным музейным образцам. Литье и аксессуары должны быть копиями и моделями археологических образцов. Количество заимствований должно быть небольшим, а заимствования исторически оправданными.
У этого второго подхода есть несколько распространенных вариаций. Предназначены они для конкретных условий фестивальной жизни.
1 -"обыденно-рабочий костюм". Костюм для работы, обычно - реконструкция костюма небогатых горожан и крестьян, простых солдат. Часто этот костюм делают, упростив первые два варианта, просто сняв «лишнее». Иногда реконструкторы делают только такой костюм, демонстративно презирая все более сложные парадные варианты.
2 - "походный«костюм. Костюм для морских, пеших и зимних переходов. Делают в основном ради конкретных походных целей, на основании базовых костюмов, добавляя какие-то специальные элементы, вроде промасленных рубашек или меховых кафтанов.
3 - »летний" вариант, облегченный. Для тех, кто плохо переносит жару, для тех, кто не хочет в жару носить шерстяные вещи или ходить в одной рубахе, для тех, кто считает неприличным ходит по фесту раздетым. А также для девушек, которые не собираются весь фест гулять в одном тонком льняном платье. Российские погодные реалии вводят свои коррективы. Юг Росии, июль, скандинавский костюм. Ваша решимость выглядить правильно тает, как мороженое. И вы заводите таки шелковые рубахи и платья, льняные хангероки, легкие шапки. Этот вариант - «неизбежное зло».

Третий вариант реконструкции костюма - "парадно-пафосный". Это костюм, который создается исходно для пафосного существования. Цели у такой реконструкции могут быть разные. Например, человек зарабатывает на жизнь фотографируясь с туристами. Или он очень хочет сделать реконструкцию богатого скандинавского костюма, руководствуясь сохранившимися богатыми королевскими одеждами. Очень многим реконструкторам знакомы условия, при которых необходимо наличие пафосного яркого красивого костюма. Это и «показуха» перед высокими гостями, и большой общегородской праздник, и «день музея», и съемки в каком-нибудь фильме. В таких случаях, красивый яркий костюм необходим. Я не имею ввиду плохую неаккуратную реконструкцию с претензией на богатость, неумело пошитые и криво неаккуратно вышитыми огромными стилизованными узорами. Я имею ввиду именно реконструкцию. Когда все, что надето на человеке, сделано по материалам вполне узнаваемых археологических находок, с соблюдением материалов и пропорций, привязано к конкретному этносу и соц. статусу. Этот костюм может быть и очень ярким, и может иметь крупную вышивку, но все выглядит оччень правильно, красиво и аккуратно. К такому костюму обычно прилагается персона знаменитая и уважаемая в реконструкции, масса драгметалла и нехилое вооружение. Такой костюм и аксессуары к нему как правило собирается годами, стоит немало и сам по себе является достопримечательностью, так же, как и первый вариант - «археологический». Такие «пафосные» костюмы есть не у многих, как правило, паспортный костюм они не проходят. Их просто привозят, а потом надевают на пир командиров или на вечернюю гулянку. По правилам Русборга такие костюмы часто не допускаются, над ними принято подсмеиваться в среде труъ-реконструкторов. Но для туристов, госслужащих и иностранцев именно такие костюмы гораздо предпочтительнее обычных костюмных реконструкций. У многих старых реконструкторов такой костюм на всякий случай припрятан в сундуке.
Я ни в коем случае не осуждаю гордых хозяев таких костюмов. Мне понятен этот подход, и он имеет право на существование, так же как и остальные подходы к реконструкции костюма.

Четвертый вариант - "недореконструкция", или реконструкция по типу «отвали, паспортист».
Увы, некоторыми представителями «пехотного большинства» этот вариант реконструкции считается самым правильным. То есть, ты можешь одеть на себя все, что посчитаешь нужным лишь бы попасть на фест. При этом, основной критерий при создании такого костюма - что у тебя завалилось из одежды и какие ткани остались? Чаще всего такой вариант реконструкции выбирают неофиты и ребята из провинциальных клубов. Не хватает аксессуаров, обуви? Не беда, возьмем у кого-нибудь для фотосета, или напишем, что купим на фесте. Аксессуары и литье как правило, стилизация, часто собранная «от Адама до Потсдама». Четкой привязки к региону и этносу нет. Проблема с головными уборами, сумкой и обувью. Практически все «стандартные» скандинавы или «русичи на службе у скандинавского ярла» относятся именно к этой категории. Для них свойственно во-первых презрительно отзываться об обладателях костюмов из другой категории, во-вторых, спорить с паспортистами, в-третьих, считать себя самыми умными и эрудированными. Костюмы из этой категории малозатратны, часто выполнены некачественно, иногда с чужого плеча. Для этой категории свойственно использование каких-либо несоответствующих эпохе тканей. Например, упорное использование фабричных сукон и бархата. Устойчивая любовь этой категории к фабричным льнушкам анилиновых цветов и вообще фабричным тканям - яркое отличие этой категории от костюмов второй категории. Они могут быть похожи, костюмы второй и четвертой категории, но между ними - понятийная пропасть. Эту пропасть многие неофиты даже не осознают.
Я не хочу как-то негативно отзываться об этой костюмной категории, потому что во-первых это неизбежное зло, во-вторых, мы все когда-то такими были, в третьих, из этой категории многие«вырастают» и переходят в другие. Эта костюмная диаспора на больших фестивалях составляет от половины до большинства участников. Только немногие тематические фесты отсеивают таких участников. А на некоторых небольших провинциальных фестах костюмов другой категории никогда и не видели.
У этого четвертого варианта есть несколько разновидностей.
1 - "старик", или «рекон в законе». Не всегда старый реконструктор - обладатель хорошего грамотного костюма. Иногда он по лености просто не возит с собой что-то приличное. Но никто ему замечаний делать не будет, на фест его пустят, паспортисты закроют глаза. Даже если кто и прикопается, будет послан… далеко.
2 - "молодой", или «пожалейте, дяденька». Сколько раз паспортистам приходится читать «мы молодой клуб, у нас не хватает информации, времени, денег, пропустите нас пока, а?» Может быть, этот молодой клуб и исправится. А может, и нет....
3 - "боевики". Этих не интересует реконструкция в принципе. Они ездят пожрать шашлыков, побухать и побиццо. Для антуража вполне хватит простых портов, рубашки и плащика.
4 - "туристы от реконструкции", или «лазутчики из других эпох». Это люди, которым интересно посмотреть на фестивали по другой теме. Некоторые из них делают себе базовый костюм на эпоху, а некоторые просто берут напрокат костюм друга, часто уже устаревший.
5 - настоящие туристы, или «нелишние лишние люди». Это водители, обряженные в антураж, чьи-либо жены, мужья и матери, которым хотят показать чем занимается их родственник, ученые-гости феста, наконец, настоящие туристы, которые покупают или берут напрокат костюм. Такие люди часто одеты вообще не знаю как, иногда они попадают в кадр и тогда все вопрошают «это что за гобуль?»
6 - Торговцы, музыканты, ремесленники, конники и остальные «профессиональные реконструкторы». Они часто в одном и том же посещают все фестивали, от ранних до семнадцативечных. Иногда на костюм вообще не заморачиваются. У некоторых из них, наоборот, может быть костюм хорошего класса. Туристы в основном фотографируют именно их. Поэтому по фото с фестиваля не всегда можно отследить реальный уровень реконструкции на этом фесте.
7 - «фрики», «панки от реконструкции». Они берут на себя добровольно роль скоморохов и клоунов. Одеты часто невесть как, иногда ходят в одной набедренной повязке, иногда одеты в меха а-ля конан варвар, иногда в рванине изображают нищих. Без них бывает скучно.

Вот такие костюмологические зарисовки. Критика и дополонения принимаются.
Что я могу сказать про конкретно свой костюм и свой костюмологический подход к реконструкции? Мне доводилось быть в каждой из четырех группах. У меня просто несколько костюмов, для разных целей. Но я уже стараюсь не попадать в четвертую:)
Пост дублируется на «Южной руси».