Культура австрии. Австрия: национальный костюм Продвижение народного стиля

Мода меняется с поразительной скоростью, и многие пытаются соответствовать. Многие, но не все. Взять, к примеру, австрийских политиков. Их совершенно точно не волнуют тенденции высокой моды, потому что для всех праздничных и торжественных мероприятий у них есть вечный и универсальный «альпийский смокинг".

Если вы не в курсе, что такое «альпийский смокинг», я не исключаю, что вы не имеете понятие и о том, как носить дирндль. Но, это поправимо. Тут важно уяснить главную идею — удивительным образом австрийцам удалось сохранить национальные костюмы. И я говорю не только о праздничной одежде, в которой любят щеголять австрийские политики, речь как раз о повседневной жизни. Иными словами, в отличие от других стран Европы, на улицах австрийских городов, и особенно небольших городков, сегодня по-прежнему можно встретить традиционную одежду. Более всего в этом преуспевают австрийки, и в 21 веке не отказавшиеся от знаменитого на весь мир Dirndl – костюма, состоящего из блузы с корсетом насыщенного цвета – алого, зелёного, сапфирового, а также нижней широкой юбки и обязательного яркого фартука с бантиком.

Впрочем, от австриек не отстают и австрийцы, с удовольствием носящие Tracht – традиционный мужской костюм, основная деталь которого двубортный пиджак серо-зелёного, коричневого или синего цвета. Вот его-то и называют весьма остроумно «альпийским смокингом». А к нему неизменные кожаные шорты на подтяжках и шляпа с пером. Но самое интересное, конечно, это бантик на фартуке в женском костюме. Дело в том, что бантик способен рассказать целую историю. Если бантик на фартуке завязан справа, это означает, что женщина замужем или помолвлена, если слева — женщина свободна от семейных уз. То есть, символика отнюдь незамысловата. Всё становится сложнее, когда узелок бантика завязан посредине. Дело в том, что в зависимости от региона, значение такого бантика может быть различным, и тут возможны четыре варианта: либо хозяйка фартука – вдова, либо девственница, либо официантка, либо готова на всё.

Такой бантик. Говорящий. И очень заманчивый для многих искателей любовных приключений. Но тут, разумеется, следует скрупулёзно выяснить, о чём сигнализирует бантик посредине в каждом конкретном регионе Австрии. В противном случае, можно оказаться в чрезвычайно неуклюжей ситуации, и более того, пострадать физически. Особенно лицом. Это было бы крайне неприятно. К тому же во время традиционных гуляний с непременными народными танцами, бантики на фартуках могут совершенно случайно съехать чуть в сторону. Такое же может случиться. Тут уж как повезёт. В любом случае, чтобы потом не пугаться собственного отражения в зеркале, необходима деликатность и ещё раз деликатность.

Нужно отдать должное австрийцам, - даже во вполне современные костюмы и платья они умело и элегантно вплетают элементы традиционной одежды. Это не только красиво, но и недвусмысленно говорит о трепетном отношении к традициям. Да и немного ностальгии никому ещё не приносило вреда. В конце концов, идея ввести в обиход народный стиль принадлежит никому-нибудь, а самому императору Францу Иосифу. Однажды штирийский принц пригласил своего шестнадцатилетнего племянника Франца Иосифа, будущего императора, поохотиться в Верхней Штирии, но при условии, что он и его свита будут одеты в простые народные костюмы. Костюмы из кожи, льна и хлопка, украшенные вышивкой, цепочками и ленточками, пришлись Францу Иосифу по вкусу и своим внешним видом, и практичностью. В итоге он инициировал превращение народного костюма в нарядную одежду для охоты. А горожане, приезжавшие на охоту, полностью доверяя вкусу императора, тоже стали одеваться в серо-зелёные тона штирийского костюма. Собственно, вот так и появился национальный австрийский костюм, переживший эпохи и исторические драмы, сумев сохранить особый, лишь ему присущий, австрийский шарм.

Самое же популярное украшение австрийского национального костюма сегодня, — будь-то мужского или женского, — это эдельвейс. Вышивки и аппликации с изображением эдельвейса появляются буквально повсюду – от пряжек и пуговиц до подтяжек и нижнего белья. И нужно сказать, это красиво. И очень качественно. При этом совсем недёшево. Но австрийцы на одежде не экономят. Во всяком случае, на одежде, элегантно сочетающей в себе стиль и преемственность.

Вам будет интересно

Имперский банкир Оппенгеймер

Этот человек мог сделать невозможное. В эпоху, когда гонения на евреев в Австрии достигли невиданного размаха, он не только строит себе роскошный дом невдалеке от императорского дворца, но и использует его еще и как синагогу. Придворный еврей, верный слуга императора Леопольда I, поставщик королевской

Римские термы Венского леса

Старинный городок Баден в Нижней Австрии, любовно называемый австрийцами Baden bei Wien («Баден близ Вены», чтобы не путать с немецким или швейцарским городами), расположился в уютной долине Хелененталь, в горной части Венского леса. Пейзажи вокруг Бадена восхитительны, но не они принесли известность

Какой тиролец без шляпы?

Мы привыкли, что национальный костюм – это что-то архаичное, вышедшее из моды. Его надевают лишь артисты по праздникам, когда ставятся инсценировки с «картинками из прошлого». Однако так далеко не везде. Например, оказавшись в Инсбруке, столице Тироля, вы заметите на улицах города простых людей в пиджаках

Туры в Австрию

Исторически сложилось так, что Австрия вобрала в себя частички разнообразных культурных традиций: романской, германской, славянской. Именно это определяло на протяжении многих веков оригинальность и обаяние австрийской культуры, а также традиции празднования.

Австрийская душа, как и любая другая, полна противоречий. С одной стороны маленький альпийский народ вечно недоволен жизнью, о чем свидетельствуют знаменитое австрийское «нытье» или «брюзжание». Причем сами австрийцы над собой по этому поводу часто посмеиваются. С другой стороны они прекрасно владеют искусством жить и наслаждаться этой жизнью, умеют создать для себя и для приезжих атмосферу праздника.

Помимо официальных государственных праздников, в каждом крупном городе районе Австрии отмечают и свои собственные. И уж, конечно же, Австрия не была бы Австрией без многочисленных балов, проходящих ежегодно в Вене.

Государственных праздников в Австрии 13. Причем 10 из них являются религиозными и празднуются по принятому в католическом мире григорианскому календарю (78% жителей страны — католики). В числе этих праздников — Пасха, Рождество, Троица, Вознесение и другие. Обычно на религиозные праздники дарят хорошие, красиво оформленные издания Библии, четки для Розария, ладанки и т.д. Кроме того, в католической традиции детей одаривают и по случаю первого причастия.

Вообще же, Вена и вся остальная Австрия — два разных мира, здесь свои обычаи и традиции. Да и в каждой федеральной земле ходят в гости и дарят подарки по-разному.

Венцы всегда приходят в гости к друзьям или знакомым с небольшими презентами. Обычно это вино и цветы, иногда — маленькие сувенирчики. Все подарки венцев крайне практичны. И хотя кроме традиционных шоколада и выпечки жители столицы могут подарить друзьям все что угодно, подаренная вещь обязательно пригодится именно в этом доме. Венцы признают два крупных праздника: Рождество и день рождения.

В основном подарки на День рождения и юбилей индивидуальны, но, если между людьми, которые учатся или работают вместе, сложились доверительные отношения, австрийцы считают вполне уместным подарить один подарок на всех — в складчину. Австрийцы запросто говорят, что они хотели бы получить в подарок, чем значительно облегчают своим друзьям «муки» выбора.

Всего в Австрии существует 17 основных праздников, среди которых обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, а также и государственные выходные.

Избыточная радость жизни, которую излучают австрийцы, способна вызвать у многих иностранцев большую любовь к маленькой стране в центре Европы. Сюда тянет и европейцев, и американцев, и японцев.

Австрийцы известны своим трепетным отношением к чистоте, уюту и красоте своего жилья. Они инвестируют уйму времени и средств в свои дома и называют дом второй кожей. Интересно, что в домашнем хозяйстве, независимо от уровня образования, благополучия или размера жилой площади, очень многие следуют принципу «сделай сам», и не только мужчины, но и женщины (вплоть до самостоятельной починки крыши). И порой делают это вовсе не из-за того, что не могут нанять работников, а для собственного удовольствия. Огромное значение придается украшению жилища, что создает знаменитый австрийский уют. Гостям обычно предлагаются тряпичные тапочки, дабы не нарушить чистоты полов. Детские комнаты, как правило, полны игрушек, но подчас кажется, что основное назначение последних – стоять на полке, а не служить предметом для игр – так аккуратно они расставлены.

Семья остается самым ценным в жизни австрийцев.

Большинство жителей Австрии одевается хорошо и элегантно. Но это не единственная особенность австрийского стиля: в этой стране, пожалуй, в единственной на Западе, еще до сих пор носят традиционный национальный костюм («Trachten»). И это сразу бросается в глаза при взгляде на одежду городской толпы. Конечно, в основном это осовремененные вещи, но от них все равно исходит прекрасное дыхание добрых старых времен. Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего. Симпатичное «Dirndl» (длинное платье с пышными рукавами и фартуком) или элегантный мужской пиджак серого цвета с зеленой отделкой являются сегодня показателями хорошего вкуса и подчеркивают индивидуальность.

Австрийцы умеют создать для себя и для приезжих атмосферу праздника. Помимо официальных государственных праздников, в каждом крупном городе или районе Австрии.

Свадьба по-австрийски

Подготовка к свадьбе

Австрийцы готовиться к свадьбе начинают заранее: за полгода, а то и за год.

Cвадьба, для австрийца – необходимая формальность. Свадьбу в Австрии, глубоко католической стране, празднуют обычно не в день гражданского бракосочетания, а в день венчания. А такой серьезный шаг, как венчание в церкви, требует длительной подготовки.

За несколько месяцев до венчания священник назначает молодым встречи (обычно 3 – 4), которые должны подготовить будущих супругов к семейной жизни (Ehevor-bereitung). На одной из встреч священник составляет с молодыми сценарий их венчания, на другой – беседует с ними о семейной жизни, основанной на христианских ценностях. В рамках подобных встреч молодые должны также пообщаться с опытной супружеской парой, а еще с врачом.

Конечно, подготовка к свадьбе этим не ограничивается. Молодые должны составить список гостей, найти подходящий ресторан, договориться об украшении церкви… Но не будем рассказывать об этом подробно, поскольку все эти процедуры хорошо знакомы и русским. Свадьбы австрийцы празднуют обычно летом и осенью – тут они не оригинальны. Большой популярностью пользуется время карнавала (Fasching), а также месяц май (здесь расхождение с русским обычаем налицо – на Руси в мае не женились). Не принято играть свадьбы во время адвента – в декабре, а также в течение Великого поста.

Интересная деталь: хотя свадьба в Австрии готовится общими усилиями жениха и невесты, а также их родителей, все расходы должен брать на себя отец невесты. Но, по понятным причинам, этот обычай уже несколько устарел.

Что касается подарков, то австрийцы к этому делу подходят очень основательно. Обычно жених и невеста перед свадьбой составляют список подарков (Hochzeits-liste), которые они желали бы получить, и оставляют его в большом магазине, где можно купить все необходимое для дома: постельное белье, посуду, бытовую технику. Приглашенные приходят в магазин и выбирают из списка то, что им больше всего по душе. Удобно, не правда ли?

Венчание: до и после

День свадьбы может начаться с салюта (так друзья жениха будят невесту), а чуть позже процессия из украшенных автомашин следует к церкви. С этого момента и начинаются свадебные обряды…

  • Обычай издавать как можно больше шума по дороге в церковь – очень древний. Таким образом наши предки пугали злых духов и прочую нечисть, чтобы защитить молодых в предстоящем браке. (Может быть поэтому и в России так громко сигналят автомашины свадебного кортежа.) Австрийцы, кстати, с этой же целью любят привязывать к машинам старые коробки и прочий хлам.
  • Дети, чаще всего это мальчик и девочка, могут нести за молодыми небольшие корзинки с цветами, а после венчания усыпать ими путь молодоженов. С помощью этого обряда люди привлекали богов плодородия, которые заботились о богатом потомстве.
  • У выхода из церкви жених и невеста должны выпить бокал вина (125 мл – ein Achterl Wein) до дна, а затем бросить его оземь: если бокал разобьется, брак будет счастливым. После этого молодым предстоит преодолеть препятствие: они должны прорваться через натянутую заранее веревку или ленту – точно так же молодая семья будет преодолевать все трудности, которые будут встречаться у нее на пути.
  • Если новоиспеченных супругов у церкви забросать зернами риса, то в их семье уже не случится ничего плохого. Злые духи, которые могли бы помешать счастью молодых, теперь успокоятся. Этот обряд также приносит много детей, счастье и богатство.
  • Переносить невесту через порог – тоже древний обычай, который распространен и на русских свадьбах. А происходит он от того, что, согласно поверью, злые духи обитают именно под порогом.

Многие свадебные обряды Австрии связаны с преодолением молодоженами всевозможных препятствий по дороге из церкви в ресторан. Только после выполнения определенных заданий супруги могут продвигаться дальше. Так их проверяют «на прочность».

Здесь фантазия ничем не ограничена.

Вот лишь некоторые варианты:

  • молодым супругам дают пилу – ею они должны вместе распилить ствол дерева;
  • муж и жена должны правильно развесить гору влажного белья;
  • мужу дают деревянную доску и несколько десятков больших гвоздей, которые он должен забить маленьким молотком, и т.д.

Хотя такого понятия, как тамада, в Австрии не существует, его функции зачастую берут на себя друзья жениха. В ресторане (Gasthaus), где обычно празднуют свадьбу, дело не ограничивается поеданием угощений и распитием прекрасных австрийских вин. Кульминацией праздника становится похищение невесты (EntfЯhrung der Braut).

Друзья отвлекают жениха и свидетелей, похищают невесту вместе с букетом и отвозят ее в один из близлежащих ресторанов, который, правда, может находиться и не совсем близко. На ее поиски отправляется жених вместе с отцом невесты. И тут начинается процедура выкупа, так хорошо известная в России. Жених должен выполнять всевозможные задания: петь, танцевать, отвечать на вопросы про свою возлюбленную и т.д. И все это для того, чтобы ему подсказали дальнейший путь. За каждое невыполненное задание отец невесты должен платить выкуп (AuslЪsung).

Австрийцы – большие любители подшутить. И когда праздник уже подходит к концу, испытания молодоженов не заканчиваются. Им еще надо потрудиться, чтобы попасть в свой дом. Обычай создавать молодым супругам всяческие препятствия по дороге к дому, а затем и к брачному ложу, в Австрии пользуется особой популярностью. Тут вариантов тоже множество:

  • иногда возводят настоящую стену из кирпича перед дверью, чтобы молодые нашли какой-нибудь другой способ проникнуть в дом – к примеру, влезть в окно;
  • чтобы молодые так просто не смогли войти в спальню, ее до отказа наполняют чем угодно: стаканами с водой, надутыми шариками и т.д. Главный принцип – преградить молодоженам путь к брачному ложу, прежде чем они не выполнят задание шаг за шагом. Не стоит говорить о том, что иногда исполнение таких «заданий» отнимает достаточно много времени…

После свадьбы

После свадьбы хлопоты молодых не заканчиваются. Настает время отблагодарить всех тех, кто присутствовал в церкви, был на празднике в ресторане или же просто прислал молодым поздравительную открытку. Как правило, молодожены выбирают одну из лучших свадебных фотографий и отправляют ее всем с благодарственной надписью. И это не просто формальность – таким «мелочам» в этой маленькой стране уделяют большое внимание.

>Австрия: новости

Что же означает «Tracht»?

Городская мода и деревенская национальная одежда влияли друг на друга в течение многих веков. Крестьяне, торговцы, ремесленники, простые люди, т.е. наибольшая часть населения, долгие столетия могла использовать для изготовления одежды «произведенное внутри страны, а значит плохое сукно».
Цветные украшения, вышивка, серебряные цепочки, красные шелковые ленты были не разрешены. Только в 1730 году было разрешено белое и черное кружево. Крестьянская одежда была из коричневого, черного или серого лодена (Loden — особая теплая, водонепроницаемая ткань на основе шерсти). Для платков, рубашек и воротничков добавлялся праздничный красный. Эти краски используются и в настоящее время. Национальная одежда сельских жителей была различной для разных районов, отражала статус владельца одежды, его профессию (шахтер, ремесленник и др.), семейное положение, вероисповедание. Можно отметить многочисленные «провинции национальной одежды», особенно в альпийских районах, где больше поддерживаются национальные традиции, в том числе и традиции национального костюма. Одежда изготавливались из натуральных материалов: лен, шерсть или кожа.

Продвижение народного стиля

Сама же идея ввести в обиход народный стиль в одежде исходит от членов королевской семьи. Так Карл Великий ценил стиль одежды простого народа. Но его придворным больше нравился другой стиль одежды, ведь византийские шелковые ткани смотрелись так великолепно! Тогда Карл взял свою свиту, одетую в шелковое великолепие, на охоту. Весь день общество ездило верхом под дождем и ветром, прошло вместе с Карлом огонь и воду. И когда вечером свита вернулась в замок, то все бывшее шелковое великолепие свисало непривлекательными, мокрыми лохмотьями с тел знатных сеньоров, в то время как одежда из лодена хранила Карла Великого. Cсхожие причины побудили императора Максимилиана I требовать, чтобы для него и его людей были сшиты костюмы для охоты из такого же материала.
С начала 19 века лоден завоевал симпатии высшей аристократии. Лоден часто носили эрцгерцог Иоанн, император Франц-Иосиф. Можно сказать, что любовь к национальному костюму была привита Францу-Иосифу еще с колыбели: к крестинам ему была подарена тирольская шляпа.

Основные виды национальной одежды

Типичный костюм австрийца

Самобытной классической одеждой в Австрии считается «Dirndl», представляющее собой длинное платье с фартуком и пышными рукавами. Мужской наряд для модника — элегантный пиджак благородного серого цвета с отделкой из зеленой тесьмы. Обе вещи подчеркивают индивидуальность, являются признаком отменного вкуса и пришли к австрийцам от их предков, живших в эпоху романтизма. В течение многих столетий городские и сельские традиции создания одежды влияли друг на друга, костюмы никогда не украшались и были сшиты из грубого сукна плохого качества. Вышивка, цепочки, красные ленты из шелка носить запрещалось. С 30-х годов 18 века допускалось декорирование костюма белым и черным кружевом. К основным видам австрийской одежды относят:

  • Leibkittel (сарафан), с узкой верхней частью и широкой плиссированной нижней;
  • кожаные брюки по колено;
  • мужские костюмы из лодена с лацканами яркого цвета;
  • меховые женские чепцы из льна с серебряной или золотой филигранью.

Основным материалом для изготовления крестьянской одежды был Loden серого, коричневого и черного цветов, в праздничные дни к костюму крепили небольшие аксессуары красного цвета. С изобретением лодена связана легенда, что тирольский крестьянин выстирал одежду в кипятке, шерсть свалялась, села и появилась новая ткань – практичная, ноская, непромокаемая, что позволяло использовать ее для изготовления плащей пастухам, которые в любую непогоду должны были выгонять стадо на выпас.

Популярные темы:

    Что попробовать: австрийская кухняАвстрия - чуть ли не единственная страна, где кухня почти всего региона…

    История костюма в ГерманииВ древние времена одежда предназначалась только для согревания человека. Первые германцы надевали…

    Что привозят из КазахстанаВ первую очередь на ум приходят стандартные сувениры и милые безделушки, которые…

    Сайт австрийских железных дорог http://www.oebb.atПошаговая инструкция по бронированию билетов онлайн со скриншотамиОбщаться с сайтом просто…


Каждому народу от предыдущих поколений достается наследство. В этом наследии – предметы материальной культуры: быта, одежды, архитектуры, прикладного искусства. Особое место занимает национальный костюм, который многие народы бережно сохраняют как семейные реликвии или музейные экспонаты. А есть и такие, которые продолжают носить свои национальные костюмы.

Тирольским и баварским национальным костюмам повезло, их до сих пор надевают, ими гордятся, а туристы, приезжающие в альпийские города, удивляются, и в то же время восхищаются памятью народа к своему наследию.

Чем же так привлекательны тирольские национальные костюмы?


То, что все ткани натуральные, это не удивляет, в давние времена не было ничего синтетического, поэтому все народы носили одежду только из натуральных материалов. Тирольские костюмы очень удобны, и покрой их идеален, совершенно не стесняет движений.

Женские костюмы отличаются элегантностью, женственностью, а мужские – мужественностью, а все вместе – хорошим вкусом и красивой отделкой. Баварцы и тирольцы объясняют это так – «любовью к деталям».

Не только в России национальный костюм имеет различия в каждой области, или, как раньше говорили, губернии.

Тирольский и баварский национальные костюмы очень похожи, но изменения имеются по той же причине, что и в России. В каждой земле есть любимые цвета, ткани и декоративные детали. Когда-то Бавария и Тироль были единым государством, у них и сейчас общий язык. Сегодня Бавария – в Германии, а Тироль – часть в Австрии, а часть в Италии.



Тирольский костюм – мужской и женский


Мужской костюм – , пиджак темно-зеленого цвета – все это в сочетании с кожаными брюками, гетрами и ботинками либо сапогами; в комплекте мужской одежды и кожаные шорты – ледерхозе (Lederhose), которые могут иметь разную длину.

Женский костюм , или дирндль (Dirndl), когда-то был традиционной одеждой альпийских крестьянок и прислуги. Но его женственность и очарование издавна вдохновляет модельеров европейской моды. Dirndl состоит из блузки, обязательно с пышными рукавами, которые часто украшены кружевом и вышивкой.

Вырез горловины достаточно глубокий, открывает шею и плечи, жесткий корсет со шнурками или открытая жилетка подчеркивают изгибы женской фигуры. Лиф должен быть обязательно облегающим, а на широкой пышной юбке повязан фартук.

Не кажется ли вам, что эти вещи и сегодня можно носить?

В Тироле и Баварии одежда жителей Альпийских гор рассказывала о ее владельце все – о семье, возрасте, положении в обществе и даже о количестве детей. Цвет, фасон и узоры вышивки – это была информация о местности и статусе обладателя. Для тирольца важно, чтобы не было смешения цветов, вышивок, эмблем и других деталей в одном наряде, не соответствующих определенной местности.

Национальный костюм альпийских горцев достаточно яркий, на нем можно увидеть различные декоративные детали. Мужские жилеты и сюртуки украшаются вышивкой, цепочками и лентами, которые занимают место галстука.

В женский костюм входят такие предметы как жилеты, юбки, блузки, платья, жакеты, пальто. Есть еще немаловажный предмет в наряде тирольской женщины – поверх юбки или платья обязательно повязывается нарядный фартук с бантом. Как же может быть без фартука настоящая хозяйка (HausFrau).

Если баварская женщина замужем, бант должен быть справа, не замужем – слева, у вдовы – посередине. Костюм обязательно дополняется ожерельем на шее.

Тирольцы и баварцы любят свою национальную одежду, и с приезжающими туристами они охотно поделятся. Если будете в Тироле или Баварии, вы можете купить настоящий национальный костюм, правда он дорого стоит. Настоящие костюмы тирольцев сшиты из материалов лучшего качества, в них много ручной работы и дорогой отделки. Например, используется натуральная валяная шерсть – Лоден, натуральная замша, кожа – высочайшего качества, лен, хлопок и шерсть.

Вышивки разные, но самый популярный мотив – эдельвейсы. Эти цветы иногда вяжут и пришивают в виде эмблемы, в том числе – на мужские сюртуки. Ленты и банты – шелковые, кружево нашиваются в несколько слоев. Пуговицы изготавливаются из натуральных материалов, есть пуговицы деревянные, костяные и металлические.

А помимо этого непременными аксессуарами национального костюма являются для мужчин – гетры, шляпы с гусиным или петушиным пером, могут быть и кисточки из волос серны, вышитые лямки для кожаных брюк, трости, ботинки или сапоги.

Для женщин – платочки, сумочки, шерстяные шали, миниатюрные шляпки, туфли с пряжками. В зимний мужской гардероб входят замшевые куртки, а в женский – расклешенные пальто с вышивкой. И еще многое и многое другое, то есть обилие деталей и предметов, которые весьма нужны и полезны. Обратите внимание, что все это не выходит из моды уже с давних пор, при этом смотрится элегантно.



Национальный костюм истинного тирольца всегда будет только из натуральных материалов.

Много рассказывала о свадебных нарядах. Так вот, вам, наверное, будет интересно узнать, что еще около 150 лет назад свадебные платья в Баварии и Тироле были из черной или темно-зеленой ткани, но фата была белой.

Хотелось бы надеяться, что тирольцы и баварцы будут долго носить свои удобные и красивые национальные костюмы. Многие дизайнеры любят создавать коллекции в фольклорном стиле, и тирольский костюм вдохновляет их на создание новых интересных моделей.

Истинные альпийцы имеют в своем гардеробе полные национальные костюмы и надевают их на фестивали и другие национальные праздники. С городских улиц Австрии не исчезает альпийский смокинг. Этот предмет мужского гардероба также вошел и в женский. Национальный костюм сближает ушедшие поколения с ныне живущими, дух старины способствует умиротворению современной среды и ее размеренности.
















Главное чтобы, главное чтобы,

Главное, чтобы костюмчик сидел
Так, чтобы в жизни себе не простили
Те, кто такого себе не пошили,
Их непригляден и жалок удел.
Главное чтобы, главное чтобы,
Главное, чтобы костюмчик сидел.

Век честных рыцарей прошел, Известно, что порой Мир гордых женщин окружен Бессовестной игрой.... да, и вместе с ним ушли в музейные хранилища и рыцарские доспехи. А что осталось-то? И в чем гордо красуются австрийские представители силъной половины человечества?

Жители в Австрии, также как и в Баварии, носят традиционный национальный костюм (Tracht, Trachten).
Что значит «трахтен»? Слово «трахтен» происходит от немецкого слова «Tragen» - «ношение», старонемецкого «traht (a)» или «dracht»: то есть то, что носится.

Многие предпочитают пиджаки, платья, костюмы, рубашки стилизованные под Tracht: это может быть блузка с деревянными пуговицами и вышитым эдельвейсом, пальто из лодена в традицонных зеленых и красных цветах, симпатичное подвенечное платье с пышными рукавами и фартуком или тирольская шляпа.

Эта одежда элегантна, выполнена из натуральных материалов, удобна и приятна в носке. Вот почему так часто можно встретить национальную одежду (или стилизованную под нее) не только в крупных городах, но и небольших поселках, а также во время прогулок на лесных тропинках в горах, на берегах озер. Зимой в коже, летом в хлопке зеленых, серых, бежевых и коричневых тонов - таков национальный костюм австрийцев, украшенный вышивкой и костяными пуговицами.
Что же означает "Tracht"?

Городская мода и деревенская национальная одежда влияли друг на друга в течение многих веков. Крестьяне, торговцы, ремесленники, простые люди, т.е. наибольшая часть населения, долгие столетия могла использовать для изготовления одежды "произведенное внутри страны, а значит плохое сукно".
Цветные украшения, вышивка, серебряные цепочки, красные шелковые ленты были не разрешены. Только в 1730 году было разрешено белое и черное кружево. Крестьянская одежда была из коричневого, черного или серого лодена (Loden - особая теплая, водонепроницаемая ткань на основе шерсти). Для платков, рубашек и воротничков добавлялся праздничный красный. Эти краски используются и в настоящее время. Национальная одежда сельских жителей была различной для разных районов, отражала статус владельца одежды, его профессию (шахтер, ремесленник и др.), семейное положение, вероисповедание. Можно отметить многочисленные "провинции национальной одежды", особенно в альпийских районах, где больше поддерживаются национальные традиции, в том числе и традиции национального костюма. Одежда изготавливались из натуральных материалов: лен, шерсть или кожа.

С начала 19 века лоден завоевал симпатии высшей аристократии. Лоден часто носили эрцгерцог Иоанн, император Франц-Иосиф. Можно сказать, что любовь к национальному костюму была привита Францу-Иосифу еще с колыбели: к крестинам ему была подарена тирольская шляпа.

Мужские костюмы из серого или коричневого лодена (Loden) или сукна с цветными лацканами (Steireranzug). Создавался по образцу одежды охотников из штирийской области Залькаммергут (Salzkammergut). После первой мировой войны стал распространяться во всех федеральных землях. (......)

Окрашивание ткани, вышивка, серебряные цепочки или красные шелковые ленты были просто запрещены (1500 г.). Лишь в 1730 году впервые было разрешено украшать одежду белым и черным кружевом, в то время как дорогие окантовки и шелковые чулки использовать все еще запрещалось, а нарушителям этого указа грозило наказание или штраф. В 1752 году крестьянам наконец-то было позволено надевать шелковые шарфы, которые они, собственно говоря, носили уже давно. От используемого материала зависел и цвет одеяний - крестьянская одежда была пошита из коричневого, черного или серого грубошерстного сукна.

Рубашки и вороты шились из белого льна, праздничные рубахи были ярко-красными. В XVII веке, а также еще долгое время спустя, мужские кафтаны, брюки, женские платья, корсажи, чулки и даже подошвы обуви были красными. Это те изначальные цвета национальной одежды, которые сохранились вплоть до современности.
Резные формочки служили для нанесения различных узоров на полотно. Разнообразие рисунков на трахте и по сей день поражает воображение. Цвет и вид материала, из которого был изготовлен костюм, обуславливались не только временем - они также характеризовали возраст его обладателя и подчеркивали сословную принадлежность. С цветом одежды изменялись также и ее формы. После красочных костюмов средневековья весь мир облачился в одежду мрачного черного цвета, типичного для испанских придворных нарядов. Эта мода дошла и до самых отдаленных горных долин страны.

Следующее изменение национального костюма произошло при баварском короле Людвиге XIV, прозванном Король-Солнце, который ввел в моду разнообразие цветов и форм в стиле барокко по всей Европе.
Потом эстафету подхватили армии Наполеона, полевая форма которых стала прототипом одежды для армий всех крупных держав.

Городские жители и крестьяне делали все возможное, чтобы соответствовать новым тенденциям. Однако, несмотря на стремление подражать, в крестьянском сознании над модными веяниями нередко брало верх желание сохранить в костюме какую-то ноту, типичную для родной местности. Для того, чтобы новая мода прижилась, требовалось очень много времени, но еще больше времени требовалось, чтобы окончательно избавиться от нее.
Издревле трахт практически в унифицированном виде был распространен даже в отдаленных друг от друга областях, что обуславливается, скорее всего, тем, что эти регионы находились во власти одних и тех же господ.

Только начиная с середины XVIII столетия в различных областях стал развиваться свой особый трахт. Правда, эти различия в национальном костюме можно проследить только на уровне регионов, но не деревень.
В конце XIX века в Баварии были образованы специальные союзы, целью которых являлось сохранение и распространение костюма жителей горных регионов. Австрия последовала этому примеру - в результате вплоть до Второй мировой войны почти всё в союзах национальной одежды было пронизано баварским дыханием: сам костюм, песни, а также танец. В то же время Леопольд Брандауер, отважный «хранитель старины», ввел в моду в Зальцбурге короткие кожаные брюки, зеленую полотняную куртку и вязаный жакет - тот трахт, который был типичен для Баварии. Модницы из Мюнхена, Вены и Зальцбурга предпочитали «мизбахер трахт» с черным корсажем и серебряной шнуровкой.

Австрия и Бавария принадлежат к числу немногих стран, в которых и по сей день имеются «островки» национальных костюмов. Это местности, в которых и сегодня носят костюмы в их первозданном виде. Самыми известными считаются «брегенцвельдер трахт», «монтафонер трахт», «вельзер трахт», «мизбахер трахт» и «верденфельзер трахт».

Даже сам император Карл Великий высоко ценил стиль одежды простых сельских жителей. Тем не менее, его тенденцию к простоте поддерживали далеко не все придворные вельможи - уж слишком сложно им было противостоять соблазну носить великолепные византийские шелка. Тогда Карл, как гласит одна из легенд, прибегнул к хитрости: он взял свою свиту, разодетую в роскошные костюмы, на охоту. Аристократическому обществу пришлось весь день под дождем и ветром следовать за своим императором, и, когда они вечером возвратились в замок, их некогда шикарные шелковые наряды превратились в мокрые тряпки и просто нелепо висели на телах благородных господ. Костюм же Карла из лодена (валяная шерсть. - Прим. ред.) и овчина прекрасно выглядели, несмотря на испытание непогодой, которое им пришлось перенести.

Похожие причины побудили последнего рыцаря - императора Максимилиана I - переодеться самому и переодеть верных ему слуг в охотничью одежду, которая очень похожа на крестьянскую. И в течение последующих столетий практичные серо-зеленые костюмы обычных охотников демонстративно носили эрцгерцог Иоганн Австрийский, император Франц Иосиф I и правящее семейство Виттельсбахов из Баварии. Своим примером они подчеркивали значимость этой одежды и создавали моду на нее.

В первой половине XIX века эрцгерцог Иоганн ввел в Штирии в моду серый жакет, чтобы своим примером приучить людей к простоте в одежде. Он же привил любовь к трахту своему внучатому племяннику Францу Иосифу, ставшему впоследствии императором: на крестины он подарил мальчику традиционную штирийскую шляпу, а позже, пригласив 16-летнего Франца Йозефа на охоту, Иоганн попросил его явиться в трахте. Франц Йозеф следовал этим пожеланиям и хранил всю жизнь верность как занятиям охотой, так и штирийской охотничьей одежде.

Имя Франца Иосифа I неразрывно связано с Бад-Ишлем в Зальцкаммергуте - в этом идиллическом местечке на берегу реки Траун он проводил каждое лето. Высший свет, следуя примеру Франца Иосифа, также любил проводить лето в Бад-Ишле и с удовольствием наряжался в местные охотничьи костюмы. Дамы предпочитали надевать короткие курточки из лодена, а вместо брюк, которые тогда еще не были признаны обществом, носили удобные юбки спортивного кроя - так появился на свет женский костюм! Также в моду в этих кругах вошел кожаный жакет. Чтобы свежая окрашенная кожа не выглядела слишком «новой», зальцбургские мастера Йозеф и Иоганн Ян изобрели специальную технологию по нанесению на кожу старинной патины.

Международную популярность австрийский трахт получил уже после крушения монархии, благодаря проведению в 1920 году Зальцбургского фестиваля. Впрочем, первая постановка «Всякого человека» Гюго фон Гофманстальса была чисто благотворительным мероприятием - актеры не получили гонорара, вместо него им раздали подарки: Вернер Краус, который играл Смерть, мечтал о кожаных брюках, их-то ему и вручили.

Творческая интеллигенция, кружившая вокруг Макса Рейнхарда, отдыхая летом в период между двумя мировыми войнами в Зальцбурге и Зальцкаммергуте, обязательно облачалась в льняные курточки и «дирндл»-сарафаны. Паула Весели, Лотте Леманн, Аттила Хёрбигер, Зигмунд Фрейд и Гюго фон Гофмансталь - вот только некоторые имена. Здесь бывала и Марлен Дитрих, а также герцог Виндзорский, задававший тон в мужской моде, - он даже увез в родную Англию альпийскую шляпу и пальто.

Всемирную известность австрийский трахт получил благодаря семье Трапп, которая незадолго до начала Первой мировой войны переехала в Соединенные Штаты: во время выступлений все члены семьи всегда были одеты в трахт.

После Первой мировой войны история семьи Трапп была экранизирована в Германии. В США ей сначала посвятили мюзикл «Sound of Music», а затем уже в Голливуде был снят фильм, вызвавший большой интерес к Австрии не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. (По материалам книги «Альпийский дирндл - традиция и мода »)

Традиционную австрийскую одежду шьют в основном на фабриках в Зальцбурге и в Словении. Но есть также мастера, которые делают Trachten своими руками. Так, в Инсбруке находится товарищество «Tiroler Heimatwerk». Это товарищество людей, которые вместо фабричного производства, предпочитают делать уникальные и эксклюзивные вещи своими руками. Этим занимаются в основном пожилые дамы - они создают классические шедевры у себя дома. На одну вещь у них уходит более 40 часов.

По словам сотрудников «Tiroler Heimatwerk», такие вещи намного качественнее фабричных и естественно цены на них выше. Самая дорогая австрийская национальная одежда, сделанная своими руками, обойдется в 1600 евро. Но эти уникальные вещи стоят того, ведь их могут использовать пять поколений. В товариществе профессионалы могут делать народную одежду и под заказ, если клиенту нужно что-то особенное. Например, иногда приходят заказы с просьбами сшить одежду для конкретной деревни, в которой должны присутствовать те или иные традиционные мотивы.

В австрийской моде объединяются городские и сельские народные традиции, новейшие находки модного дизайна используются наряду с фольклорными мотивами. Именно поэтому традиционные костюмы остаются всегда актуальными. В них наряжаются не только на праздники, но и используют их в повседневной жизни.

Австрийцы в национальной одежде часто обслуживают своих клиентов в ресторанах, альпийских кафешках, а австрийские музыканты настолько неравнодушны к традициям своего края, что для них самая любимая одежда - национальная, что они не забывают подчеркивать на своих концертах, облачаясь в прелестные народные костюмы.

Широко используют национальную одежду в обществе Tiroler Schützverein поклонники Андреаса Хофера (Andreas Hofer) - тирольского народного героя в партизанской войне против французов. Сильную половину человечества и в настоящее время можно увидеть в брюках Lederhose, ловко забирающуюся на горные склоны. Или совсем не редкость - пастух со стадом коров в тирольской деревушке, у которого на голове красуется очаровательная тирольская шляпа с перьями. Ну, разве это не прекрасно, что традиция, воплощенная в одежде, до сих пор живет и бережно передается от поколения к поколению?

Итак мы подошли к наиглавнейшему аксессуару - кожаным штанам.

Особенность, которая указывает на происхождение ледерхозе до колена, - это так называемый "шов задницы". На территории восточной баварии, Зальцбурга, Тироль и Верхней Австрии он часто выглядит подобно тарелке на ягодицах, тогда как в Алъгое, Штирии и Каринтии этот шов проходит в большинстве случаев вертикально. Короткие кожаные брюки со швом тарелки редки.

Преимущественно ледерхозе носят с кожаными помочами с передним поперечнным засовом, иногда также с V-образной средней вставкой, которая пристегнута впереди. В Южном Тироле не менее часто используются помочи из материала. К коротким штанам носят в большинстве случаев грубые полуботинки. Разделенные на две части чулки, Loferl, которые состоят из части икр и ножной части, также входят в состав костюма во многих местностях Верхней Баварии. К брюкам до коленки одевают длинные гольфы, которые натягивают наверх до колена и там подвязывают, чтобы не сползали.

Нужно подчеркнуть, что короткие кожаные брюки были распространены в Германии только в южной-баварии на краю Альп. На севере от Мюнхена и в остльной Германии они не являлись частю национального костюма.
Особая форма кожаных брюк - ледерхозе из Дахау. Это кожаные брюки для ношения в сапоги с очень тесно скроенными длинными штанинами.

В сельских регионах как верхнего Алъгоя, южном Химгау, Баварском нагорье и Берхтесгадее, а также в Зальцкаммергуте кожаные брюки принадлежат все еще к повседневной одежде. Кожаные брюки из этих регионов ручной работы, как правило, и индивидуального пошива. Они с трудом производятся с большой любовью к деталям и сохраняют прочность на протяжении всей жизни хозяина и передаются по наследству. Да, настоящие альпийские горцы считают, что стирать ледерхозен, а также чистить их категорически нельзя, ичем засаленнее ледерхозен прадедушки, тем с бОльшим уважением будут смотреть на одевшего их правнука.

В Швейцарских альпах ледерхозе не носят. Единственное исключение - это Аппенцелль и Тоггенбург, где альпийские пастухи носят ярко желтые брюки до колен как составную часть национальной одежды, в противоположность крестьянам той же самой местности, к костюму которой принадлежат темно-коричневые суконные брюки.

Кожаные брюки производятся, как правило, из замшевой дубленой оленьей кожи или другой мягкой кожи. Кожа благородного оленя сегодня часто импортируется из Австралии или Новой Зеландии. При промышленном способе изготовления используется также кожа дикого козла. Воловья кожа используется только в промышленном массовом производстве.

Брюки украшены обычно белыми, зелеными или желтыми вышивками. При изготовлении более дешевых кожаных брюк часто используется машинная вышивка. Она отличается от более дорогой ручной вышивки, прежде всего, тем, что кожа прокалывается, в то время как при ручной вышивке это только наколото и поэтому украшенные вышивкой поля рельефу выпячиваются. Сегодня признак качества роскошно обработанных кожаных брюк ручной работы - это также шов казначея. При этом шве кожаные канты кладутся открыто наружу.

Все это замечательно и, в общем, - известно широкой публике. Каково же было мое удивление, когда я столкнулась с таким видом древней национальной одежды Штитии и Каринтии, как..... кильт.

Да, именно та самая мужская юбка каро наподобие шотландской. Литературы на эту тему совсем немного, но возрождать старинные традиции гор начали уже давно. Самый известный местный анекдот говорит о том, что в далеком средневековье, когда шотландцы начали спускаться с гор и даже путешествовать, одного из них судьба занесла в Каринтию, где он увидел очень удобную мужскую юбку в клеточку. Старательно записывая название этого чуда (а здесь это называется китль), шотландец просто перепутал местами буквы и поэтому шотландцы называют свои юбки - кильт.

В каждой шутке есть доля шутки. Все остальное - правда. И я не удивлюсь, если выяснится, что штирия и шотландия - близнецы-братья. Как бы то ни было, но местный кильт по праву входит в набор джентельмена в штирии и коринтии, отличаясь лишь расцветкой клеток.

Рыцарь остается рыцарем. И не важно, доспехи на нем или юбка, кожаные шорты или шляпа с кисточкой. Но шляпа с кисточкой наверное поудобней будет, а?