Что запретил петр 1 в 1714. Амарант — растение долгожителей

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

Главная причина начала Первой мировой войны заключается в стремлении ведущих держав, прежде всего Германии, Англии, Франции и Австро-Венгрии к переделу мира. Ведущим европейским странам, которые годами процветали за счет эксплуатации колоний, теперь нельзя было получать ресурсы просто так, отнимая их у индусов, африканцев и южноамериканцев. Теперь ресурсы можно было только отвоевывать друг у друга. Заморские территории Германии – Эфиопия, Сомали хотя и давали сырье, но перевозка через Суэцкий канал, обходилась по 10 франков за тонну груза. Увеличивались противоречия, в официальной историографии обозначены приоритеты:

Между Англией и Германией. Англия стремилась не допустить усиления влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также стремилась лишить Англию морского господства.
Между Германией и Францией. Франция мечтала вернуть себе земли Эльзас и Лотарингию, которые она потеряла в войне 1870-71 годов. Так же Франция стремилась захватить немецкий Саарский угольный бассейн.
Между Германией и Россией. Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику.
Между Россией и Австро-Венгрией. Противоречия возникали из-за стремления обеих стран оказывать влияния на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.

Но абсолютно не рассматривается вопрос о планах колонизации Германией Центрально-Азиатского региона и Кавказа. Амбициозные планы немцев по завоеванию Востока имели своей первой целью план железной дороги Берлин - Багдад. Когда успехи англичан оборвали этот план и Южная Россия стала жертвой германского влияния, Берлин - Багдад был отложен в пользу плана возрождения древнего маршрута через нагорья Средней Азии: Берлин – Бухара - Пекин. Какова бы ни была конечная судьба германской деятельности на Востоке, она, по крайней мере, помогла активизировать англичан в Персии, против так называемого «Пантуранского вопроса».

Пантуранское движение, поддерживаемое наиболее агрессивной частью турецкого и немецкого общественного мнения, представляет собой дипломатическую деятельность, цель которой - подчинить османским туркам непосредственно, а немцам косвенно все те страны, в которых говорят на различных тюркских языках. Хотя его цель, вероятно, стратегическая и экономическая - приобретение хлопка Туркестана, золота Алтая и вообще богатств Центральной Азии, - она скрыта под покровом предполагаемого стремления различных народов между Фракией и Монголией к расовому и национальному единству. Приложенная карта в заглавии ярко иллюстрирует территориальные амбиции как Германии, так и Турции.

8 июля 1916 г. В руки русского консула в Исфагане попали документы чрезвычайной важности: текст инструкций из Берлина, немецким и турецким агентам от июля 1915 года, изложенной на персидском языке на 30 страницах. (Приложение А). Одновременно в Ширазе задержаны ящики с секретными документами, тайных немецких агентов Васмуса и Пужена. Документы разоблачают деятельность германо-турецкой авантюры в Персии, и освещают всю последовательную и настойчивую работу Германии и Турции в Центральной Азии. Германия обещает Турции четверть контрибуции с Франции и с объединенных под властью турецкого калифа всех мусульманских стран.

По сообщениям статистического Комитета России, в банках России находится около 250.000,000 рублей немецкого капитала, посредством этого капитала они ворочают 4-мя миллиардами рублей. Одних процентов на этот капитал немцы имеют 160.000,000 в год. Из-за немецкого капитала вся русская промышленность находится под гнетом немцев. Именно промышленники спровоцировали Издания Царского Указа 25 июня 1916 года о привлечении к тыловым работам, вместо рабочих с предприятий, жителей Кавказа и Туркестана. Этот указ вызвал массовое недовольство коренных жителей, вплоть до вооруженных столкновений вышеперечисленных районов. Тайная «цель» Указа освободить от зависимости России Среднюю Азию руками самих туземцев и отдать в «ласковые лапы» турецких янычар.

Пришедшая февральская революция отменяет все царские указы в отношении коренных жителей Туркестана, позволяя им вернуться к родным очагам. Распад центральной власти России, вызвал движения к многочисленным автономиям, оставил открытым путь для деятельности Пантуранских пропагандистов, которые, кажется, были успешно сдержаны революцией на ее первом этапе. Тюркское население России не более единообразно в политическом мнении, чем славянские или другие народности, и таким образом, реакционная часть их направлялась муллами, а на все меньшее влияла русская и более Центральная азиатская культура, формирующая оппозицию магометанским федералистам.

Между тем Брест-Литовский договор, уступивший Турции территории Ардахана, Батума и Карса (принадлежащие России только с 1877 года), стал первым шагом к осуществлению Пантуранской мечты. Население района - армяне (два миллиона), грузины (два миллиона), азербайджане (два миллиона) и русские (один миллион) - отказалось признать договор (см. «Новая Европа» от 25 июля 1918 года). Однако Кавказские татары вскоре оставили дело «закавказской республики» ради дела наступающего Пантуранского союза. Грузино-армянские войска потерпели поражение, и страна была разделена на «независимую» Грузию (26 мая 1918 года) со столицей в Тифлисе, «независимую» Армению, состоящую из армянских земель вокруг Эривани, и «независимый» Северный Азербайджан, столица которого, Тебриз, была оккупирована турками.

Этот легкий успех воспламенил стремление тюркских милитаристов к завоеваниям. Популярная газета Комитета Союза и прогресса «Тасвир-и-Эфкиар» от 15 апреля содержала отрывок (цитируется в Кембриджском журнале от 24 августа 1918 г.):
«Проникнуть в одном направлении в Египет и открыть дорогу к нашим единоверцам, на другой стороне - наступление на Карс и Тифлис, освобождение Кавказа от русского варварства, оккупация Тебриза и Тегерана, открытие дороги в мусульманские страны, такие как Афганистан и Индия,- вот задача, которую мы взяли на себя. Эту задачу, с помощью Аллаха, с помощью нашего Пророка и благодаря союзу, навязанному нам нашей религией, мы доведем до конца». . .

Примечательно, что стремление Турции к экспансии на Восток было поддержано в прессе противоположными политическими взглядами. Таким образом, «Тасвир-и-Эфкиар», «Сабах» и правительственный орган «Танин» поддерживали его так же, как газеты оппозиции «Икдани» и «Земана», хотя последняя пресса не была столь разборчива в том, будут ли они использовать Центральные державы или поддержку союзников для осуществления своих замыслов (см. "Новая Европа", 15 августа 1918 г.). Германо-русский дополнительный договор усугубил столкновение между Османской и Германской Восточной политикой («The Times», 10 сентября 1918). Германия сознает, что ее политические и торговые интересы на Востоке в какой-то мере зависят от доброй воли не туркских жителей Закавказья, Персии и Туркестана, которых Османлы склонны игнорировать. Кроме того, это противоречило ее целям отвлечь армии Османов от повторного завоевания Аравии, Месопотамии, Сирии и Палестины.

Этим объясняется теплое покровительство Берлина новой грузинской Республике («Таймс» от 19 июня 1918 года) и возмущение немецкой прессы «растущими требованиями пантюркизма»" ("Миинченер пост" от 19 июня 1918 года).; Deutsche Tageszeitung, 5 июня 1918; и Kreuzzeitung, 16 июля 1918). Газета Frankfurter Zeitung (2 мая 1918 года, цитируется Кембриджским журналом от 27 июля 1918 года) утверждает, что «Багдадская железная дорога имеет бесконечно малую ценность по сравнению с движением, которое необходимо организовать из Черного моря во внутренние районы Азии. Эти маршруты призваны революционизировать торговую марку мира».

Нет сомнения, что присутствие британских войск в Ближней Азии было единственным препятствием для германского плана соединения Берлина с Багдадом или даже с Симлой. Но в то время как немецкие газеты играли с такими схемами, как Берлин-Багдад и Гамбург-Герат, - схемами, которые при данных обстоятельствах звучат наиболее фантастически - их коммерческими агенты были полностью осведомлены о возможностях, предоставленных им Брест-Литовским договором.
За брестским миром последовала распределении царских, помещичьих и германских земель, (в городах ей сопутствовал июньский декрет 1918 г. о сплошной национализации крупных промышленных предприятий), и с точки зрения крестьянства вся внешняя политика Советской власти должна была отныне сосредоточиться на защите крестьянских завоеваний. Это была задача внешней политики, а не одной только внутренней. Она должна была осуществиться во-первых в борьбе с внешними силами, силами интервенции, и во-вторых в борьбе с силами контрреволюционными.

Что-же обещает Советская власть народам Востока? «Было-бы ошибкой - говорил и писал Радек - видеть в революции, которая развивается на востоке, буржуазную революцию. Она устранит феодализм, создаст в начале класс мелких землевладельцев, и, европейский пролетариат поможет совершить переход от мелкобуржуазных условий существования к высшим коллективистским, избегнув период капиталистической эксплуатации».

Но непосредственную опасность Пантуранизма, остановить экспансию Турции в Среднюю Азию, не дать ей укрепиться на границах, Советская власть заключила договора с Афганистаном и Персией. Пункт VI договора с Персией предусматривал, что в случай, если какая либо третья держава военными методами будет проводить политику аннексии на территории Персии или же сделает Персию базой военных операций против РСФСР, - то последняя после предупреждения, имеет право ввести свои войска на персидскую территорию. Этот военный союз является главным элементом договора.
Военные операции по освобождении Кавказа от турецких войск и от бандитских формирований на территории Средней Азии под руководством турецких инструкторов уже подробно описаны в историографии, поэтому не рассматриваются в этой статье, поэтому все еще остается большая потребность в прояснении истинных этнологических фактов этой проблемы.

Что касается турецкого народа или османских тюрок, то они рассматриваются в нескольких публикациях, в период первой мировой войны, а именно в книге сэра Уильяма Рамзи «Смешение рас в Малой Азии» (издательство Оксфордского университета, 1916), профессора Х. А. Гиббона «Основание Османской империи» (издательство Оксфордского университета, 1916), лорда Эверсли «Турецкая империя: ее рост и упадок» (Фишер Анвин, 1917) и «Le Probleme Turc» графа Льона Остророга. Хотя эти книги и не касаются в первую очередь расового вопроса, они дают яркую картину многообразия рас, живущих при османском (Османском) правлении, и искусственности связей, которые их объединяют. Сэр Уильям Рамзи далее рассказывает нам, как правительство Османли пыталось развивать чувства единства и патриотизма среди своих подданных на основе общего участия в исламской религии. Но панисламизм - Ислам, не являющийся исключительно собственностью турок, - сам по себе вряд ли способствовал бы укреплению позиций тюркских элементов империи против арабских и других туранских народов. Выделить туранский элемент в современных турках не так-то просто, учитывая, что тысячелетнее фильтрация с другими народами Малой Азии и пять столетий пребывания в Европе оказали такое влияние на господствующие классы Османлов, что они полностью утратили контакт с тюркскими массами, подвластными их господству, а те, опять же, смешавшись и соприкоснувшись с расами Малой Азии и Юго-Восточной Европы, утратили тот Азиатский характер, которым они когда-то обладали. Однако высшие классы Османской империи не стали полностью европеизированными, как это сделали венгры в аналогичных условиях, и, следовательно, их шансы на ассимиляцию завоеванных ими земель и народов в Европе почти не существовали даже до Балканской войны. После этой войны османам ничего не оставалось, как обратиться к Азии, на которую они смотрят как на страну экспансии и компенсации за то, что они потеряли в Европе. В начале XX столетия по статистике турок было всего 16%, остальной элемент в Османской империи – это народности балканского полуострова, Малой Азии и множества других национальностей. Следовательно, оправдание для такого изменения политики было необходимо, и это легко находилось в так называемом принципе самоопределения национальностей. Османлы провозгласили себя одной национальностью с народами дальневосточных земель Туркестана, Джунгарии и сибирских степей, и эта искусственность подогревается только исламом, когда турецкие султана три века являлись духовными лидерами магометан. Во многих случаях эта пропаганда принимает наивную форму.

Можно утверждать, что в политической атмосфере нашего века есть нечто такое, что заставляет людей как бы возвращаться в прошлые века. Все, кто имеет родство и с Европой, и с Азией, кажется, готовы теперь претендовать на свою азиатскую кровь, как это делают болгары, венгры и сибирские русские.
Но в случае с османами искренность такого движения становится сомнительной, если учесть, что Османская интеллигенция до сих пор никогда не чувствовала себя единым целым даже со своим собственным османским простонародьем. Таким образом, они никогда не проходили, как и образованные классы европейских стран, пройдя стадию «фольклоризации» и «национализации» за счет контакта с массами, которые в силу своей отсталости все больше сохраняют свои национальные традиции. Даже революция "младотурок" не привела к разрушению кастового различия, и она была, по сути, как и все другие события политической истории Османской империи, простым подражанием западным нациям, а не спонтанной вспышкой национального чувства против империалистического правительства. Несомненно, что такое подлинно национальное движение началось, когда за несколько лет до Балканской войны была предпринята литературная попытка под руководством Зия-Бея, Ахмеда Шинасси-Бея и Намыка Кемаль-Бея очистить османский язык от его Арабской и персидской примеси.
Примечательно, что два из этих лидеров, Зия-Бей (впоследствии Паша) и Кемаль-Бей, будучи изгнаны из Турции султаном Абд-уль-Азизом за свои политические идеи, нашли убежище в Лондоне. Но, прежде чем их блестящие труды привели к какому-либо литературному возрождению или социальной революции, движение было остановлено последующими политическими действиями "младотурок", или, строго говоря, Комитетом Союза и прогресса (Иттихад), после того как они успешно ликвидировали влияние более здоровой конкурирующей группы, Комитета единства и свободы (Иттилаф)-панисламской пропаганды.- будучи связанным с арабским языком и культурой-когда эта партия осуществлялась в нетюркских исламских странах, она противоречила попыткам литературных реформаторов освободиться от чужой культуры. Между тем политическая и экономическая зависимость от Германии, навязанная правящими классами Османской стране, не способствовала дальнейшему развитию языковых и других внутренних реформ.

И вот случилось так, что еще до того, как Турции удалось освободиться от своих обязательств перед Европой, Персией и Аравией, она пала жертвой амбиций, от которых не зависит ничего, кроме исхода войны и судьбы мирного урегулирования.
Когда после Младотурецкой революции в Османском государстве возникли различные европейские институты, была создана Академия турецкой науки ("Turk Bilji Dernayi"), которая использует исследования английских, французских, немецких, русских и других европейских ученых для реализации политических планов Османли. Таким образом, все попытки выяснить, какой была культура турок в их первоначальном доме и в до-магометанские времена, и какие пережитки этой культуры и старой расы существуют, интерпретируются младотурками таким образом, чтобы поддержать гипотезу о расовом тождестве Османлов с восточными тюрками. Кажется почти жестоким, что процесс национализации, начатый среди образованных классов Османли, должен быть остановлен новым «возрождением», которое, по самой своей искусственности, нарушает естественное развитие Османли. Подобно тому, как первое движение привело к замене имени «турок» именем «Османлы», так и теперь, с ростом политических мечтаний, сосредоточенных на Центральной Азии, имя «турок», в свою очередь, было оставлено для имени с более азиатским звучанием, а именно. «Туранский». Используя это слово, Османлы намерены подчеркнуть свою претензию на спуск по прямой линии от людей, которые оставили после себя древние археологические остатки в Туране (Центральная Азия).

Полулегендарные цари и вожди тюрок в Азии были поставлены пропагандистами перед турецкими солдатами как герои-предки - не говоря уже о таких исторических личностях, как Аттила и Тимур. С другой стороны, легенда, найденная европейскими исследователями среди многих азиатских турок, о том, что они произошли от волчицы, теперь послужила поводом для отказа от турецких стандартов Магометанского Полумесяца в пользу премагометанского турецкого волка. Легенда, в которой есть несколько версий, распространенных среди тюрок и монголов Центральной Азии, повествует о том, что белая волчица-или, возможно, женщина с именем Зена (иногда Бура), что означает «она – волк» - нашла и вырастила брошенного ребенка - мужчину, который стал предком турок (или в монгольской версии-монголов). Это объясняет появление этого животного на военных стандартах имитированной Османли во время нынешней войны. Хотя Османлы восприняли эту легенду как первоначально азиатскую, последние исследования, по-видимому, подтверждают теорию де Гиня о том, что она имела европейское происхождение и была завезена в Азию гуннами. Предполагая, что гунны были тюркского происхождения, де Гинь полагает, что, когда они потерпели поражение в Европе и отступили через Волгу, Урал и Алтай в Туран, они принесли с собой Римскую легенду о Ромуле и Реме и придали ей тюркский характер, связав ее с местными тюркскими традициями, так что они не могли не знать, что это такое.впоследствии это было принято, как если бы это было местного происхождения.

Такова история одного из «исторических наследий», на которые претендуют Османлы. Но, по сути дела, более современная версия происхождения тюрков - это та, которая выводит их племена от Огус-Хана, сына Кара-Хана, внука Дик-Бакуи, правнука Абулджи-Хана, который был прямым потомком Ноя. Такова, по крайней мере, версия, приведенная в одной из первых попыток записи тюркских мифов, связанных с их происхождением.(?)

Если из области мифологии мы обратимся к физической или расовой стороне вопроса, то мы окажемся в недоумении относительно того, почему составители Пантуранской пропаганды совершенно игнорируют тот факт, что в жилах Османов сейчас больше албанской, славянской, фракийской и черкесской крови, чем туранской, что их культура более арабская, частично персидская и европейская, чем среднеазиатская, и что даже в языке исторически собранном с европейских народов и народов мусульманских стран, то расхождение не менее широкие, чем можно найти среди языков германской семьи. Все различия игнорируются, и лингвистическое сходство усиливается до языковой идентичности.

Следует отметить, что общее число турок здесь преувеличено примерно на двадцать миллионов и что термин «нация» употребляется несколько неопределенно. Совершенно очевидно, что несколько тюркских народов, с которыми автор «Турки Средней Азии» М. А. Чаплицкая имела возможность встретиться в Азии, были бы удивлены, если бы кто-нибудь предложил объединить их в одну местную группу на основе какой-нибудь отдаленной традиции. Таким образом, они не понимали бы никакой причины для добровольного союза, даже с турками Европейской России, не говоря уже о еще менее известных людях. Нельзя игнорировать местное национальное пробуждение народов Средней Азии и Казахстана, но сейчас нет никакой моральной связи, которая объединила бы эти группы.

Некоторые выводы.
Из этого обзора археологических, исторических и этнологических свидетельств становится очевидным, что малоазиатские тюрки могут считаться остатком древнетюркской расы, которая прошла через различные изменения в Центральной Азии. Иранцы в Турции, в гораздо большей степени, ближе к туранцам, чем сами турки. Еще в большей степени это относится к тем туркам, которые прошли через еще несколько «расовых фильтраций» и экологических влияний, а именно к азербайджанским и Османским туркам. На самом деле, если бы не их тюркский язык, Османлы должны были бы быть классифицированы среди европейцев «по усыновлению», как венгры или болгары.

Мифический или искусственный характер одного из тех высокопарных терминов, которые начинаются со слов «Пан»: одно дело - желать завоевания и экспансии, совсем другое - претендовать на землю на основании этнической и традиционной преемственности. Языковые отношения часто использовались и зло употреблялись как призыв к подчинению более слабой расы более сильной. Однако факт остается фактом: если нет другой общности, кроме отдаленных языковых отношений, то не должно быть и общности интересов вообще. Конечно, тюркский народ Средней Азии, хотя и многочисленный, но разделенный на малые народы, может оказаться во власти более сильного захватчика; и если ход этой войны или русской революции приведет к такому положению, то он может быть подчинен такой власти политическим путем. Но говорить об Османлисе и туранских тюрках как о расовом и культурном единстве означало бы одним росчерком пера или пропагандистским памфлетом стереть с лица земли все вторжения, переселения, массовые убийства и слияния, которые в течение двадцати веков опустошали эту часть мира.

История России поведала миру об огромном вкладе Петра I в развитие России. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными.

Указы Петра I – уникальные исторические документы, по которым можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века. Многие указы Петра I сегодня вызывают улыбку, но некоторые из них, по своей сути, не устарели и спустя три века тому назад.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

УКАЗ «О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ»:


1) «МЫТУ СТАРАТЕЛЬНО, БЕЗ ПРОПУСКАНИЯ ОНЫХ МЕСТ».

2) «БРИТУ ТЩАТЕЛЬНО, ДАБЫ НЕЖНОСТЯМ ДАМСКИМ ЩЕТИНОЮ МЕРЗКОЙ УРОН НЕ НАНЕСТИ».

3) «ГОЛОДНУ НАПОЛОВИНУ И ПЬЯНУ САМУЮ МАЛОСТЬ, А ТО И ВОВСЕ».

4) «ОБРЯЖЕННЫМ ВЕЛЬМИ, НО БЕЗ ЛИШНЕГО ПЕРЕБОРУ, ОКРОМЯ ДАМ ПРЕЛЕСТНЫХ. ПОСЛЕДНИМ ДОЗВОЛЯЕТСЯ УМЕРЕННО КОСМЕТИКОЮ ОБРАЗ СВОЙ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНО УКРАСИТЬ. ОСОБЛИВО ГРАЦИЕЙ, ВЕСЕЛИЕМ И ДОБРОТОЙ ОТ ГРУБЫХ КАВАЛЕРОВ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ БЫТЬ».

5) «В ОСВЕЩЕННОМ ЗАЛЕ, ВОЗНИКНУВ ВДРУГ – ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, ТЕЛОМ НЕ ДУБЕЙ, НАПРОТИВ, - ОКРУГЛИВ РУКИ И НЕ МЕШКАЯ В КИПЕНИЕ ГОСТЕВОЕ СО РВЕНИЕМ ВКЛЮЧАЙСЯ».

6) «В ГОСТИ ПРИДЯ, С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДОМА ОЗНАКОМЬСЯ ЗАРАНЕЕ НА ЛЕГКУЮ ГОЛОВУ, ОСОБЛИВО ОТМЕТИВ РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛОЗЕТОВ, А СВЕДЕНИЯ ЭТИ В ТУ ЧАСТЬ РАЗУМА ОТЛОЖИ, КОЯ ВИНИЩУ МЕНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ ПОДВЛАСТНА».

7) «ЯСТВА УПОТРЕБЛЯЙ УМЕРЕННО, ДАБЫ БРЮХОМ ОТЯЖЕЛЕВШИМ ПРЕПЯТСТВИЯ ТАНЦАМ НЕ УЧИНЯТЬ».

8) «ЗЕЛЬЕ ЖЕ ПИТЬ ВВОЛЮ, ПОНЕЖЕ НОГИ ДЕРЖАТ. БУДЕ ОТКАЖУТ – ПИТЬ СИДЯ. ЛЕЖАЩЕМУ НЕ ПОДНОСИТЬ – ДАБЫ НЕ ЗАХЛЕБНУЛСЯ, ХОТЯ И БЫ И ПРОСИЛ. ЗАХЛЕБНУВШЕМУСЯ ЖЕ СЛАВА! ИБО СИЯ СМЕРТЬ НА РУСИ ИЗДРЕВЛЕ ПОЧЕТНА ЕСТЬ».

9) «ЕЖЕЛИ МЕРЫ НЕ ЗНАЕШЬ – НА ДРУГА ПОЛОЖИСЬ, ОНЫЙ СТРАЖ ПОБОЛЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БДЕНИЙ ИМЕЕТ».

10) «УПИТЫХ СКЛАДЫВАТЬ БЕРЕЖНО, ДАБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ, И НЕ МЕШАЛИ БЫ ТАНЦАМ. СКЛАДЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО, ПОЛ СОБЛЮДАЯ, ИНАЧЕ ПРИ ПРОБУЖДЕНИИ КОНФУЗА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ».

11) «БЕДУ ПОЧУЯВ, НЕ ПАНИКУЙ, НО СКОРЫМ ШАГОМ СЛЕДУЙ В МЕСТО УПОМЯНУТОЕ, ПО ДОРОГЕ НЕ МЕШКАЯ И ВСЕ СИЛЫ УПОТРЕБЛЯЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В КРЕПОСТИ ЗЛОДЕЙСКИ ПРЕДАВШЕГО ТЕБЯ БРЮХА».

12) «БУДУЧИ БЕЗ ЖЕНЫ, А ТО, НЕ ДАЙ БОГ, ХОЛОСТЫМ, НА ПРЕЛЕСТИ ДАМСКИЕ ВЗИРАЙ НЕ С ОТКРЫТОЙ ЖАДНОСТЬЮ, НО ИЗ ПОД ТИШКА - ОНИ И ЭТО ПРИМЕЧАЮТ. НЕ СОМНЕВАЙСЯ – ТАКИМ МАНЕРОМ И ИХ УВАЖИШЬ, И НАХАЛОМ НЕ ПРОСЛЫВЕШЬ».

13) «РУКАМИ ЖЕ ДЕЙСТВУЙ СИЛЬНО ОСТЕРЕГАЯСЬ И ТОЛЬКО ЯВНЫЙ ЗНАК ПОЛУЧИВ, ЧТО ОНОЕ ДОЗВОЛЯЕТСЯ, ИНАЧЕ КОНФУЗ СВОЙ НА ЛИЦЕ БУДЕШЬ НОСИТЬ ДОЛГО, ИБО ПОЩАДЫ НЕ ЗНАЮТ».

14) «БЕЗ ПЕНИЯ НЕТ ВЕСЕЛЬЯ НА РУСИ, НО ОНОЕ НАЧИНАЮТ ПО ЗНАКУ ХОЗЯЙСКОМУ. В РАЖ НЕ ВХОДИ, СОСЕДА СЛУШАЙ – РЕВЯ В ОДИНОЧКУ, УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ОСЛИЦЕ ВАЛААМСКОЙ. МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ И СЛАДКОГОЛОСИЕМ, НАПРОТИВ СНИСКАЕШЬ МНОГИЕ ПОХВАЛЫ ГОСТЕЙ».

15) «ПОМНИ, СЕРДЦЕ ДАМСКОЕ ВЕЛЬМИ НА МУЗЫКУ ПОДАТЛИВО, ИСПОЛЬЗУЙ СИЁ, И ОБЛАСКАН БУДЕШЬ НЕПРЕМЕННО».

16) «УВИДЕВ НА АССАМБЛЕЕ ДАМУ ЗНАТНУЮ, А ХОТЯ БЫ И ЦАРЯ, ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, РОТ НЕ РАЗЕВАЙ, НО И НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ – УСЛУЖИТЬ ВРЯД ЛИ СМОЖЕШЬ, А ДОСАДИТЬ СПЬЯНУ ВТРОЙНЕ ПРОТИВ ОБЫЧНОГО СПОСОБНЕЙ».

«ЗА СИМ С БОГОМ, ВПЕРЕД!!! СИЮ ЗАПОВЕДЬ ПРИМЕНЯТЬ ПОСТОЯННО, А НЕ ВСПОМИНАТЬ КАКОЙ ПУНКТ, СТОЯ ЧУРБАНОМ ПОСРЕДИ ВЕСЕЛЬЯ».

17) «НАМИ ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ПО НЕВСКОЙ ПЕРШПЕКТИВЕ И В АСАМБЛЕЯХ НЕДОРОСЛИ ОТЦОВ ИМЕНИТЫХ В НАРУШЕНИЕ ЭТИКЕТУ РЕГЛАМЕНТУ ШТИЛЯ, В ГИШПАНСКИХ КАМЗОЛАХ И ПАНТАЛОНАХ С МИШУРОЮ ЩЕГОЛЯЮТ ПРЕДЕРЗКО.

ГОСПОДИНУ ПОЛИЦМЕЙСТЕРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ ОНЫХ ЩЕГОЛЕЙ С РВЕНИЕМ ВЕЛИКИМ ВЫЛАВЛИВАТЬ, СВОДИТЬ В ЛИТЕЙНУЮ ЧАСТЬ И БИТЬ КНУТОМ, ПОКА ОТ ГИШПАНСКИХ ПАНТАЛОН ЗЕЛО ПОХАБНЫЙ ВИД НЕ ОКАЖЕТСЯ. НА ЗВАНИЕ И ИМЕНИТОСТЬ НЕ ВЗИРАТЬ, ТАКО ЖЕ НА ВОПЛИ НАКАЗУЕМЫХ.

18) «ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ЖЕНЫ И ДЕВИЦЫ НА АССАМБЛЕЯХ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЗНАЯ ПОЛИТЕСУ И ПРАВИЛ ОДЕЖДЫ ИНОСТРАННОЙ, ЯКО КИКИМОРЫ ОДЕТЫ БЫВАЮТ. ОДЕВ РОБЫ И ФИЖМЫ ИЗ АТЛАСУ БЕЛОГО НА ГРЯЗНОЕ ИСПОДНЕЕ, ПОТЕЮТ ГОРАЗДО, ОТЧЕГО ЗЕЛО ГНУСНЫХ ЗАПАХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, ПРИВОДЯ В СМЯТЕНИЕ ГОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ.

УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ, ПЕРЕД АССАМБЛЕЕЙ МЫТЬСЯ С МЫЛОМ В БАНЕ СО ТЩЕНИЕМ И НЕ ТОКМО ЗА ЧИСТОТОЙ ВЕРХНЕЙ РОБЫ, НО И ЗА ИСПОДНИМ ТАКОЖДЫ СЛЕДИТЬ УСЕРДНО, ДАБЫ ГНУСНЫМ ВИДОМ СВОИМ НЕ ПОЗОРИТЬ ЖЕН РОССИЙСКИХ».


19) «СИМ ПОВЕЛЕВАЕМ ОТНЫНЕ И ВПРЕДЬ НА ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ БАБ НЕ БРАТЬ, А ЕЖЕЛИ И БРАТЬ, ТО ТОКМО ПО ЧИСЛУ КОМАНДЫ ДАБЫ НЕ БЫЛО Б….СТВА».

20) «ШТУРМАНОВ В КАБАКИ НЕ ПУЩАТЬ, ИБО ОНИ, ОТРОДЬЕ ХАМСКОЕ, НЕ ЗАМЕДЛЯ НАПИВАЮТСЯ И ДЕБОШ УСТРАИВАЮТ».

21) «ТОРГОВЛЯ – ДЕЛО ВОРОВСКОЕ, А ПОСЕМУ ИМ ЖАЛОВАНЬЕ МИЗЕРНОЕ НАЗНАЧИТЬ, И ВЕШАТЬ ПО ОДНОМУ В ГОД, ДАБЫ ДРУГИМ НЕ ПОВАДНО БЫЛО».

22) «О БРИТИИ БОРОД И УСОВ ВСЯКОГО ЧИНА ЛЮДЯМ» от 16 января 1705 года «А БУДЕ КТО УСОВ И БОРОД БРИТЬ НЕ ПОХОТЯТ БРОДИТЬ С БОРОДАМИ И УСАМИ, И С ТЕХ ИМЕТЬ, С ЦАРЕДВОРЦЕВ И С ДВОРОВЫХ, И С ГОРОДОВЫХ, И ВСЯКИХ СЛУЖБ ПРИКАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ПО 60 РУБЛЕЙ С ЧЕЛОВЕКА, С ГОСТЕЙ И ГОСТИНОЙ СОТНИ ПЕРВЫЕ СТАТЬИ ПО 100 РУБЛЕЙ… И ДАВАТЬ ИМ ЗЕМСКИХ ДЕЛ ЗНАКИ, А ТЕ ЗНАКИ НОСИТЬ ПРИ СЕБЕ».

23) «ПОДЧИНЕННЫЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВИД ЛИХОЙ И ПРИДУРКОВАТЫЙ, ДАБЫ РАЗУМЕНИЕМ СВОИМ НЕ СМУЩАТЬ НАЧАЛЬСТВО». Указ датирован 9 декабря 1709 года.

24) «ВПРЕДЬ УКАЗУЮ ГОСПОДАМ СЕНАТОРАМ РЕЧЬ В ПРИСУТСТВИИ ДЕРЖАТЬ НЕ ПО ПИСАННОМУ, А ТОКМО СВОИМИ СЛОВАМИ, ДАБЫ ДУРЬ КАЖДОГО ВИДНА БЫЛА ВСЯКОМУ».

Одним из наиболее значимых в истории государства стал УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ ПЕТРА I . Он был издан в 1722 году. Документ изменял все устои власти. Теперь наследником был не старший в роду, а тот, кого назначит своим преемником государь.

Данный указ о престолонаследии Петра I был отменен только императором Павлом I в 1797 году. До этого он послужил основой для многих дворцовых переворотов, убийств и интриг. Хотя изначально задумывался Петром I как превентивная мера против консервативного настроения людей, недовольных реформами.

УКАЗ О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА 1 ЯНВАРЯ. Согласно воле царя, начиная с 1700 года, летоисчисление в России переходило на европейский манер: «… поздравлять друг друга с новым годом, учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

С целью противодействия взяткам, император повысил жалованье госслужащим. При этом, за мздоимство полагалось наказание, вплоть до высшей меры.

Вернувшись из поездки в Европу, Петр I взялся за благоустройство и чистоту улиц в Москве. С апреля 1699 года всем жителям полагалось вывозить мусор за город и закапывать в землю. За неубранный мусор секли розгами и налагали крупный штраф.

Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года

Одним из своих указов царь повелевал пришивать пуговицы на рукава солдатских мундиров. Это было сделано с целью отучить солдат вытирать после еды рукавом рот, сукно на мундир шло дорогое и его следовало беречь.

Солдатская форма с пуговицами, пришитыми к рукавам

Несколько интересных указов касались российского флота. За границей морякам запрещалось напиваться, чтобы не позорить своё государство и флот. При этом, если пьяный моряк лежал головой по направлению к своему судну, его освобождали от наказания. До корабля «не дошел, но стремился».

В 1709 году был введен налог на общественные и домашние бани. Шла подготовка к Северной войне и средств в казне катастрофически не хватало. Купцы и думные люди платили по 3 рубля в год, простые дворяне и разночинцы – по 1 рублю, для крестьян налог составлял 15 копеек.


Общественные бани времен Петра I

Российским дамам также было уделено внимание в указах царя. На Руси бледная кожа всегда была признаком знатного происхождения. Поэтому многие женщины «чернили» зубы для придания большего контраста с кожей. Император приказал дамам отбеливать зубы мелом.

В сентябре 1715 года указом Петра I жителям Санкт-Петербурга было запрещено подбивать обувь гвоздями и скобами. Это было сделано с целью сохранения деревянных мостовых новой столицы. После оглашения Указа улицы города опустели: другой обуви у горожан не было.


В 1716 году из-под пера Петра I вышел документ, который впервые за всю историю русской армии определил организацию в ней особой медицинской службы. Речь идет о Воинском Уставе. Медицинскую службу составляли доктор и штаб-лекарь в каждой дивизии, полевой лекарь – в полку, цирюльник (фельдшер) – в роте. В 1720 году царь Петр I ввел в действие Морской Устав. В Уставах регламентировалось и лекарственное обеспечение. В штат полевого лечебного учреждения («шпиталя») входили шпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь с полевой аптекой и подмастерьями, повар, хлебник и др. В ряде последующих указов были изложены функции полевых аптек и обязанности аптекарей: «Полевому аптекарю надлежит не только знать по рецептам лекарств готовить и составить, но и прилежать, чтобы свежие и добрые лекарства не лежали в бездействии, при себе иметь и при расходе оных заблаговременно приносить дабы в том отнюдь никакого недостатка не было». В морском регламенте, составленном Петром I 5 апреля 1722 года, перечислены обязанности управляющего госпитальной аптекой, выдвинуты требования относительно моральных качеств, которым он должен удовлетворять: «Аптекарь смотрит за лекарями, учениками и гезе-лями, совершает обход больных, присутствует при выдаче лекарственных сундуков корабельным лекарям, аптекарь должен содержать аптеку и лекарства в порядке по регламенту, учиненному архиатером, отпускать лекарства по рецептам врача. Аптекарю надлежит быть прилежному, трезвому, в науке искусному и осторожному человеку быть, понеже при отправлении медикаментов и малое пересмотрение великий ущерб учинить может». Эти требования получили дальнейшее развитие в Аптекарском Уставе.

Большое внимание Петр I уделял санитарно-профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в армии и на флоте.

В Морском Уставе были предусмотрены многие гигиенические мероприятия, особенно в отношении питания, санитарной службы в войсках. Петр I лично принимал всевозможные меры для борьбы с заболеваемостью на флоте, он требовал от командиров кораблей поддержания чистоты и порядка. В 1714 году, когда был обнаружен случай чумы на одном из кораблей, Петр I приказал свести матросов на берег, корабли очистить и окуривать, а медицинские осмотры экипажей производить через день. Кроме того, он потребовал улучшить питание и облегчить труд матросов.

Во время эпидемии дивизии и полки отделялись друг от друга, организовывались военные заставы, караулы, письма от курьеров, принимались через огонь и трижды их переписывали дома, в которых вымирали, сжигались. В Воинском уставе предусмотрено прокуривание больничных палат можжевельником и докторскими порошками. 1 июля 1722 года Петром I собственноручно написано наставление о предохранении от болезней при походе в Персию. В наставлении запрещалось потреблять плоды и ягоды, соленую рыбу и мясо, так как они возбуждают аппетит, для предохранения от порчи разрешалось «брать провизии не более, чем на две недели, запрещалось ходить без головного убора».

В воинских и морских уставах и регламентах и ряде других указов Петра I предусмотрены меры по поддержанию и укреплению здоровья войск как в мирное время, так и в походе, в казармах и лагерях». В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них 1/3 были врачи – иноземцы. Аптекарских учеников готовили в госпитальных аптеках.

При Петре I было приглашено на службу из-за границы 150 врачей. Это было необходимо для быстрого удовлетворения неотложных потребностей. Вскоре встал вопрос о подготовке кадров из «прирожденных россиян». По указу Петра I осенью 1707 года при Московском госпитале была открыта школа. В Указе говорилось «из иноземцев, и из русских из всяких чинов набрать для аптекарской науки 50 человек». Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Н. Бидлоо.

С работой аптек связано возникновение химического анализа. Особенно усилилась аналитическая работа аптек при Петре I. В то время аналитической химии как таковой еще не было, но существовало пробирное искусство, которым интересовался сам Петр I. Первая самостоятельная химическая лаборатория была организована Петром I в 1720 году.


Петр I понимал необходимость изучения природных богатств России и выявления сырья для медицинских целей. В 1718 году им была организована первая экспедиция для изыскания лекарственных растений в Сибирь.

С именем Петра I связано создание первых фармацевтических заводов. В 1720-1721 годах в Петербурге был создан первый в России завод по приготовлению лекарственных средств – завод казенных врачебных заготовлений. Мастеровая изба, построенная на Аптекарском острове Аптекарской канцелярией, в 1756 году была переименована в инструментальную фабрику, а позднее (1796 г.) реорганизована в Санкт-Петербургский инструментальный хирургический завод (впоследствии завод «Красногвардеец»).

При Петре I сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности: духовенство обязывалось регулярно вести метрические книги и каждые 4 месяца представлять в Синод сводные ведомости о числе родившихся и умерших.

Огромная детская смертность, а также широкое распространение, особенно в голодные годы, подкидывания детей угрожало интересам государства и требовало принятия срочных мер. Приказ Петра I от 4 ноября 1715 года гласил: «избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, … таких младенцев в непристойные места не отметывали, а приносили к гошпиталям и клали тайно в окно. А ежели такие незаконнорожденные будут уличены в умершвлении тех младенцев, то сами казнены будут смертью». Этот указ имеет историческое значение, так как выражает насущную для того времени потребность.

При Петре I начато было изучение русских целебных источников и положено начало их рациональному использованию.


Во время путешествия за границу Петр I посетил минеральные источники в Бадане и Пирмонте, в 1717 году издал указ об изыскании минеральных источников у нас в стране. Были открыты целебные источники в Карелии, терские теплые воды на Северном Кавказе, олонецкие кон-гезерские воды, полюстровские холодные «железные» воды в Санкт-Петербурге. В 1717 году по его указу были описаны свойства горячего источника и серного ключа, расположенного в Астраханской губернии.

Были изданы указы о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов: «носили бы белый мундир и соблюдали во всем чистоту». В инструкции от 10 декабря 1722 года указывалось, чтобы мясные ряды находились вне города, мясо содержалось в чистоте и покрывалось чистою холстиною.

Указ от 22-23 февраля 1709 года требовал соблюдения чистоты на улицах. В годы царствования Петра I проводились мероприятия по охране здоровья рабочих на фабриках и заводах. В 1724 году был издан указ, предписывающий учредить лекаря с медикаментами при Сестрорецком казенном заводе».

По поручению Петра I был составлен проект Академии наук. В январе 1724 года был утвержден его Устав, который был разработан при участии Петра I . По замыслу Петра I Петербургская Академия наук должна была носить характер учреждения, преследующего две основные цели: подготовка русских научных кадров в различных областях знаний с помощью приглашенных иностранных ученых и исследование природных богатств России научными исследованиями.


Открытие Петербургской Академии наук явилось завершающим этапом важнейших государственных реформ первой четверти ХVIII века.

Петра I принято считать великим реформатором, известные указы которого перевернули ход истории и значительно улучшили жизнь народа. Но не все знают, что часть из таких указов заставляют удивляться и до последнего не верить в их правдивость. Интересно, что удивительными являются далеко не реформы о праздновании нового года или же, к примеру, введение налогов на бороду. Пожалуй, начнем с обычных и полезных изменений.

Перепись населения родом из времен царствования Петра Первого. Именно тогда по домам стали ходить проверяющие, которые собирали данные о численности душ в каждой семье. А после, в течение следующих трех лет, работала ревизия, участники которой контролировали любые изменения. За уклонение или утайку количества проживающих в одной семье грозила смертная казнь.

Картина с изображением Петра I

Царь запретил в 1699 году выбрасывать любой мусор или помёт на улицы Москвы. Мусор и любые другие отходы велели вывозить за пределы города и обязательно засыпать землёй. За невыполнение приказанного людей штрафовали и избивали кнутом.

В том же 1699 году Пётр Первый кардинально изменил жизнь славян, перейдя на новый календарь, первым днём в году которого является первое января. С тех пор (по его велению) люди украшают дома еловыми и сосновыми ветвями, создают атмосферу праздника и поздравляют друг друга.

Указом о приёме в ряды петровской армии на добровольной основе Петр I положил начало современной контрактной армии. Всем желающим служить на благо державы выдавали денежное жалование и еду.

Необычные законы Петра I

Жителям Питера с сентября 1715 года Петр I запретил вбивать в каблуки скобы и гвозди. На первый взгляд весьма странно, не так ли? Но за этим, казалось бы, глупым указом скрывается весомая причина. А всё дело в том, что царь заботился о состоянии новых мостовых, которые были изготовлены из дерева. Привычка горожан могла пагубно повлиять на их внешний вид и прочность.

Портрет царя Петра

Ещё один такой удивительный указ запрещал морякам злоупотреблять алкоголем, чтобы не позорить родную страну. Но, что интересно, от наказания освобождались те непослушные, которые в пьяном виде лежали головой в направлении своего судна. Так сказать, не смог дойти, но хоть пытался.

Безумец, или реформатор?

Женщинам Пётр приказал отбеливать зубы…мелом. Зачем? В то время самым главным признаком знатного рода считали цвет кожи. Чем белее и бледнее, тем больше привилегий. Женщины массово начали красить зубы чернилами, чтобы на их фоне кожа выглядела светлее естественного.

Памятник царю Петру I

Царь приказал перешить пуговицы с мундиров на рукава для того, чтобы солдаты перестали вытирать рот рукавом, ведь они были пошиты из дорогого сукна.

На бани, как общественные, так и домашние, был введен налог. Это кажется для нас полным абсурдом, но причиной сему послужила нехватка денег в казне. Тогда активно велась подготовка к Северной войне и дополнительные деньги уж точно не стали бы лишними. Бедные крестьяне платили по пятнадцать копеек в год, а люди побогаче отдавали в казну сумму побольше.

Странным, но тоже объясняемым было веление Петра I касательно отношений между подчиненными и начальством. Согласно нему, подчиненные были обязаны иметь лихой или придурковатый вид перед старшим по званию. Это он аргументировал тем, что высокопоставленные личности не должны чувствовать интеллектуальное превосходство низов общества.

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.